От США потребуют закрытия всех баз в Латинской Америке

_________________

 

Открывающийся в Панаме седьмой Саммит Америк Барак Обама хотел использовать для налаживания отношений с южными соседями, которые все дальше уходят с вашингтонской орбиты. Но даже объявленное примирение с Кубой не дает США шанса на улучшение атмосферы – у юга становится все больше претензий к северу. Речь уже идет о ликвидации американских баз в регионе.


Историческая встреча Барака Обамы на Саммите Америк с Раулем Кастро не станет главным событием этого мероприятия, потому что этой уступки Вашингтона давно уже недостаточно для латиноамериканских стран.

Когда в декабре Обама объявил о начале процесса примирения с Кубой, при том, что блокада не снята, это воспринималось едва ли не как жест доброй воли со стороны США, наконец-то признавших бесполезность попыток убрать братьев Кастро. Но в реальности у США просто не было выбора – приближался Саммит Америк, и в Вашингтоне помнили о том, что на прошлом саммите, в 2012 году в колумбийской Картахене, им фактически поставили ультиматум: если Куба не будет представлена на встрече, то она просто не состоится. Уже тот саммит из-за отказа США поддержать приглашение Кастро проигнорировали несколько глав государств (в том числе Чавес, Киршнер и Ортега), а в этот раз встреча точно была бы сорвана.

Обама пошел на восстановление отношений с Гаваной и рассчитывал, что теперь и сам саммит состоится, и претензий к США поубавится. Это был бы первый саммит без главного борца с империализмом Чавеса, а встреча Обама–Кастро должна была затмить все, даже самые антиамериканские выпады – по крайней мере, пресса говорила бы только об этом. Расчет был слабенький, но не совсем пустой. Но в итоге Обама не смог дотерпеть до апреля – в начале марта он подписал указ, вводящий санкции против нескольких венесуэльских чиновников и чрезвычайное положение в отношении Венесуэлы.

Боливарианская республика была объявлена «необычной и чрезвычайной угрозой» для национальной безопасности США, и это вызвало единодушное возмущение во всей Латинской Америке. Даже лояльные к Штатам СМИ задавались вопросом – каким образом Каракас может угрожать Вашингтону? И теперь на саммите 10–11 апреля тема Венесуэлы станет одной из главных – более того, несколько стран собираются добиваться включения в итоговую декларацию встречи несогласия с американским давлением на Каракас и требования отменить санкции. Понятно, что Вашингтон заблокирует это, и панамский саммит станет уже третьим подряд закончившимся без итогового документа. Но главная проблема США не в отсутствии общей декларации, а в тех требованиях, которые собираются выдвинуть к ним на саммите.

Кроме венесуэльской тематики, от Вашингтона потребуют снятия санкций с Кубы и исключения ее из списка стран, поддерживающих терроризм, а это то, что Обама не может обещать. Он не контролирует Конгресс, и даже демократы в условиях приближающихся президентских выборов не станут рисковать голосами избирателей-латинос. Но самым сенсационным пунктом станет требование закрытия всех американских баз в регионе – с ним обещает выступить генеральный секретарь Союза южноамериканских наций (УНАСУР) Эрнесто Сампер:

«Настал прекрасный момент для новой повестки в отношениях Латинской Америки и США. Больше не должно быть никаких военных баз США в Южной Америке. Это относится к эпохе холодной войны».

Учитывая, что в регионе более 20 американских баз – от знаменитой огромной Гуантанамо до колумбийских и перуанских объектов – этот вопрос крайне неприятен для США.

Понятно, что Штаты не отреагируют на подобные призывы, и с каждой базой вопрос должен решаться с властями той страны, в которой она расположена, но сам факт подобного солидарного выступления стран региона (если оно состоится) будет свидетельствовать о начале совершенно нового этапа в отношениях Северной и Южной Америки. Этапа эвакуации северян домой – как бы надолго он ни затянулся.

Всего в Саммите Америк будет участвовать 35 стран, большая часть из которых будет представлена на высшем уровне. У США нет серьезных проблем только с Канадой и Мексикой и с некоторыми из карибских государств – почти во всех остальных странах множатся претензии к Вашингтону.

Главным антагонистом США выступает АЛБА – созданный 10 лет назад Кастро и Чавесом «Боливарианский альянс для народов нашей Америки». Межрегиональное объединение левой, по сути социалистической направленности – в него входят 11 стран, шесть из которых небольшие карибские островные государства (от Гренады до Доминики), Куба и четыре вполне серьезные латиноамериканские страны: Венесуэла, Боливия, Эквадор и Никарагуа.

Все их возглавляют глубоко несимпатичные для янки люди: Мадуро (он, конечно, не харизматик Чавес, но и его Вашингтон всеми силами пытается свергнуть), индеец-социалист Эво Моралес в Боливии и просто социалист Рафаэль Корреа из Эквадора относятся к последовательным борцам с северным империализмом и глобализмом. А никарагуанского Даниэля Ортегу Штаты и вовсе пытались скинуть еще в 80-е, финансируя и вооружая воевавших с ним контрас.

Не получилось (сандинисты сами ушли от власти в начале 90-х, чтобы вернуться спустя десятилетие), а вот воевавший тогда против проамериканского военного правительства в соседнем с Никарагуа Сальвадоре партизан Санчес Серен в прошлом году был избран президентом своей страны. Марксисты уже очень давно правят в Гайане, достаточно свободолюбив, хотя и непоследовательно социалистичен, и президент Перу националист индеец Умала.

Очень сложные отношения у США и с Бразилией – после того, как разоблачения Сноудена привели в 2013 году к отмене визита Дилмы Русефф в Вашингтон, его дата так и не согласована, а тем временем бразильский президент регулярно встречается с Путиным и Си Цзиньпином в рамках БРИКС. Все больше ухудшаются отношения США с Аргентиной – откровенное сближение Кристины Киршнер с Китаем и Россией (и желание тоже вступить в БРИКС) свидетельствует о том, что Аргентина все больше уходит в отрыв.

Даже самая провашингтонская страна Южной Америки, Колумбия, уже не та – ведь собирающийся предъявить требование о ликвидации баз США на саммите в Панаме Эрнесто Сампер раньше был президентом Колумбии.

Получается, что Штаты в Южной Америке имеют дело с практически единым фронтом антиглобалистов, состоящим из антиимпериалистических, националистических и отчасти социалистических режимов, то есть то, что было во времена СССР единичными случаями, против большинства из которых США успешно находили противоядие (используя, в том числе, и свое влияние на национальные элиты и играя на внутренних противоречиях), в последние 10–15 лет стало правилом.

Это уже не эксцессы, это совершенно конкретные признаки потери влияния в Латинской Америке. И, главное, это происходит параллельно усилению в регионе позиций Китая и возвращения России (прошлогодняя поездка Путина в регион показала, как латиноамериканцы относятся к идее блокады нашей страны).

Но параллельно – не значит вследствие, что, кстати, еще печальнее для США, потому что освобождение от их влияния вызвано глубокими и неотвратимыми внутренними процессами в Латинской Америке, а не только традиционными претензиями к бесцеремонным янки или происками Москвы и Пекина.

Латиноамериканское освобождение идет на фоне общего снижения веса и возможностей США в мире – американцы теряют влияние на Большом Ближнем Востоке, пытаются сохранить позиции в Юго-Восточной Азии, опасаются за Европу. И вдруг замечают, как их просят на выход из Латинской Америки, которую они считали своей за сто лет до того, как стали претендовать на глобальное господство.

Петр Акопов


Также по теме...Типичная пиндоская шавка:

http://www.youtube.com/watch?v=IMoBMwpnKXY&feature=youtu.be

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 13).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА