Система вытрезвителей, которая существовала в Советском Союзе, возвращается в Россию. Соответствующий закон в окончательном третьем чтении 22 декабря приняла Госдума.
Согласно принятому документу, организовывать деятельность вытрезвителей регионы будут в формате государственного-частного и муниципально-частного партнерства.
Минздраву, Минтруду и МВД поручено разработать правила организации вытрезвителей, а также виды предлагаемой в них помощи.
«Власти регионов могут заказать услуги у частных медицинских специалистов, организаций. В связи с этим услуги вытрезвителя и могут быть платными. Почему услуга пьяному господину должна осуществляться за счет налогов остальных, трезвых и послушных? Это не бесплатная медицинская услуга по ОМС. Посмотрите, во что обходятся государству эти «шалости» любителей пропустить рюмку-другую», — объяснил суть закона первый зампред комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский
«Это сложная материя, многососотавная. Каждый год в РФ от обморожения умирает до 10 тысяч человек, находящихся в состоянии алкогольного отравления. То есть в год мы теряем один райцентр лиц, которые оказались в беспомощном состоянии, когда минус 30-40 на улице», — аргументировал депутат от ЛДПР Алексей Диденко.
«Гора родила мышь. По сути здесь просто узаканивается намерение отдать частным инвесторам возможность создавать такие учреждения за деньги сильно пьющих людей. Бюджетные учреждения — больше здесь ничего нельзя придумать. Я не верю в эту ужасающую статистику. Этот человек или наркоман все равно погибнет. Главный вопрос — его реабилитация, но на это денег нет», — высказал свое мнение представитель «Справедливой России» Олег Нилов, подчеркнув, что недоработкой закона является то, что в нем не прописано определение степени опьянения.
«Мы даем карт бланш властям — забирайте, обдирайте. Отвезите его домой, зачем через вытрезвитель пропускать», — добавил депутат.
«Я сомневаюсь, что частник будет доставать из снега бомжей, не надеясь на последующую компенсацию. Они все равно поедут в бюджетные организации», — считает депутат-коммунист Алесей Куринный.
«Конечно, в итоге у полицейских будет план по сбору в вытрезвители, потому что их надо заполнять кем-то. План никто не отменял. Злоупотреблять этим планом, задерживая даже немного пьяных, будут — это я вам точно говорю. Злоупотребления есть всегда», — предупредил глава московского профсоюза полиции Михаил Пашкин.
Нарколог Олег Стеценко обеспокоен, что забрать в вытрезвитель могут человека, который выглядит как пьяный, но он трезв, в частности, диабетик:
«Гипергликемические состояния (характеризуются повышением уровня глюкозы — ред.) очень похожи на алкогольное опьянение. Если у пациента с диабетом резко поднялся сахар, то у него изо рта идет запах дорогого коньяка. Состояние также похоже на алкогольное опьянение. И если не сделать глюкотест, то на завтра этот «пьяный» может не проснуться. Данный тест будет показательным, так как у пьяного сахар снижен, а у людей с диабетом — напротив».
В свою очередь сторонники закона подчеркивают, что у каждого региона будет право выбрать любую форму функционирования вытрезвителей. При этом стоимость услуг будет единой по все России.
«Даже если регион идет на создание частно-государственного партнерстава, это не значит, что какие-то коммерсанты будут брать деньги с людей. Это будет из средств бюджета, определенных для всех субъектов РФ», — пояснил депутат от «Единой России» Александр Хинштейн.
По его словам, в 20 регионах, где уже создали вытрезвители, уровень преступности и количество смертей снижается.