Великобритания после Брекзита: ирландский вопрос

_________________




В минувшее воскресенье британский госсекретарь по Брекситу Дэвид Фрост заявил, что отношения Великобритании с ЕС не могут улучшиться без изменения Протокола для Северной Ирландии. Госсекретарь признал, что между британским правительством и Европейским союзом существует напряженность и предварительным условием для улучшения отношений станет частичное изменение европейских условий брексита по Северной Ирландии.

Ранее, во время выступления на дипломатическом мероприятии в Лиссабоне Дэвид Фрост заявил, что будет трудно построить действительно хорошие отношения Великобритании с ЕС, если Евросоюз будет настаивать на нынешних правилах регулирования торговли между Северной Ирландией и Великобританией. На важность содержания выступления Фроста указывает то обстоятельство, что оно было полностью опубликовано канцелярией премьер-министра в Лондоне.

Фрост указал на политические обстоятельства: якобы определенные ЕС правила теперь представляют серьезную опасность для процесса мирного урегулирования и примирения в Северной Ирландии, определенного в Страстную пятницу 1998 года. Кроме того, государственный секретарь по Брекситу подтвердил позицию правительства Великобритании о том, что юрисдикция Европейского суда (ECJ) по делам Северной Ирландии должна быть отменена.

В своем выступлении в Лиссабоне Дэвид Фрост сказал, что из-за роли Европейского суда в Северной Ирландии британское правительство не может разумно обеспечить соблюдение «очень чувствительных» элементов Протокола по Северной Ирландии, что делает «Протокол глубоко несбалансированным».

Фрост также предупредил, что если ЕС не продемонстрирует готовность внести существенные изменения в Протокол Северной Ирландии, то британское правительство будет вынуждено активировать статью 16-ю Протокола, чтобы защитить Конвенцию Страстной пятницы и процесс примирения в Северной Ирландии.

В статье 16-й изложены условия, при которых Лондон или ЕС могут принимать односторонние защитные меры, такие как приостановку выполнения определенных пунктов Протокола, если они считают, что выполнение Соглашения приведет к серьезным проблемам.

Госсекретарь Великобритании по Брекситу в своем выступлении подтвердил, что такая ситуация возникла.

«Ни у кого не должно быть никаких сомнений в серьезности ситуации», — сказал Фрост.

Растущие споры между Лондоном и ЕС после Брексита проистекают из того обстоятельства, что в соответствии с 64-х страничным Протоколом по Северной Ирландии к Соглашению о выходе Великобритании из ЕС Северная Ирландия после Brexit остается «в гармонизированной системе отношений» с Единым рынком и таможенным союзом Европейского союза.

Как следствие, торговля между Великобританией и Северной Ирландией должна подлежать специальному контролю, чтобы предотвратить неконтролируемое попадание британских товаров из Северной Ирландии в Республику Ирландию, а дальше на единый рынок Евросоюза. Контроль попробовали осуществлять в портах Северной Ирландии, но возникшие заторы в движении британских товаров вызвали протесты самих североирландцев. Британские лоялисты в Северной Ирландии стали придавать этим протестам политический характер.

Однако этот контроль нельзя перенести на границу между Северной Ирландией и Республикой Ирландия. В качестве одного из ключевых достижений Соглашения 1998 года и одного из главных символов процесса примирения стало открытие 499-километровой границы между Республикой Ирландия и Северной Ирландией. Физические проверки на этой границе не осуществляются уже более двух десятилетий.

Во время переговоров по Brexit одной из ключевых проблем был поиск решения, которое исключало бы восстановление физического контроля на границе. Протокол по Северной Ирландии и был таким решением.

Однако теперь, как видим, проблема вернулась. По мнению британского правительства и британских протестантских движений в Северной Ирландии, существующая система Протокола по Северной Ирландии угрожает территориальной и экономической целостности Великобритании.

В нынешней системе британского государства Северная Ирландия не является частью Великобритании, но вместе с ней образует Соединенное Королевство под властью Британской короны. Ирландские республиканцы наоборот заинтересованы в сближении Северной Ирландии с Республикой Ирландией с перспективой воссоединения в рамках единого острова. Протокол по Северной Ирландии не прямо, но способствует этому процессу, поскольку и Республика Ирландия, и британская Северная Ирландия остаются на одинаковых условиях в составе Единого рынка ЕС, что нельзя сказать об остальной Великобритании.

Вновь возникший североирландский вопрос ставит под угрозу формулу «Соединенного Королевства», а шотландские сепаратисты, которые хотят возвращения независимой Шотландии в ЕС, ставят под сомнение формулу «Великобритания с флагом Юнион Джек».


 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 16).

___________________

________________________

__________________

__________________

_________________