Нам порою кажется, что военная спецоперация на Украине должна была изменить все. Какое-то время, казалось, что так и есть — бежала культурная «элита», бизнесмены, закрывались сами по себе «рукопожатные» СМИ.
Но прошло время.
Наша с вами Федерация показала, что не собирается рассыпаться в прах как башня Барад-Дура или Звезда Смерти. Кольцо Вертикали Власти по-прежнему прочно сидит на пальце Лидера, а световые мечи Джедаев демократии оказались коротковаты и вяловаты.
А самое главное, оказалось, что экономика России, над которой в компаниях светлолицых и рукопожатных было принято смеяться — выдержала беспрецедентные санкции.
У русских еще остались деньги!
И вот потянулся обратно российский культурный обоз из «плановых отпусков» на заработки.
Юлия Ауг почтила нас своим посещением. Копошится где-то, обстраивает дела. Наносит визиты.
Римас Туминас, тот самый который задорно рассказывал как «они» вдарят по Москве ракетами и будем мы жить в нищете — тоже нас не обделил.
Известный блогер и публицист Михаил Шахназаров поделился с подписчиками цитатой из телефонного звонка Туминаса:
«России конец, ударим по Москве ракетой, чтобы знали, как на Украину нападать… Будете 20 лет жить в нищете… Никогда у вас больше авторитет не будет в мире… Вернусь, как закончите боевые действия».
Позднее оказалось, что это плановая поездка, а вовсе не демонстративная политическая эмиграция. Показалось нам. И послышалось. Лечиться нам надо.
Меладзе тут где-то тоже суетится.
Публицист Шахназаров по этому поводу едко сыронизировал:
«Вы еще сомневаетесь, что они вернутся? Они уже здесь. Поклон Минкультуры и департаменту культуры Москвы. Жизни русских солдат для вас имеют огромное значение…»
Художники не отстают.
В Гостином дворе устроили выставку, на которой, в том числе презентовали скульптуру киевского художника Олега Кулика «Большая Мать», которая представляет собой гротескную пародию на мемориал Родины Матери на Мамаевом Кургане.
«Сей издевательский и отвратительный перформанс, проведенный во время, когда наши солдаты и офицеры сражаются и гибнут за Родину-мать, должен получить официальную оценку. И у него должны быть официальные последствия».
Это сенатор Пушков выразил такое мнение.
А депутат Хинштейн даже направил запросы в прокуратуру и Следственный комитет. Хочет притянуть творца по ч. 3 ст. 354.1 УК РФ («Осквернение символов воинской славы России (…) совершенное публично».
Честно говоря, не знаю каковы перспективы данного дела. Но знаю одно: свято место — пусто не бывает.
Российское государство и общество позволили себе одну ошибку, которую нужно будет исправить — когда волна тусовочки, оккупировавшей нашу культуру схлынула, мы позволили месту — тому самому святому месту — остаться пустым.
Мы ничем это место не заполнили.
По моему мнению, с одной стороны, это даже подтверждает гипотезу уехавших о том, что это они Россия, а мы — … погулять вышли. Они — креативный класс, а мы — «быдло». Они могут творить — и творят, а мы — творческие импотенты.
Мы не создали своих скульптур. Не написали песен. Стихов. Книг.
Так же?
Но написали. Создали. Спели.
Вон Безруков, Расторгуев с группой, Юрий Гальцев — бегают по госпиталям с концертами, с помощью. Поэтесса Анна Долгарева пишет потрясающие стихи о Донбассе и его трагедии, постоянно ездит в Донбасс со своими товарищами. С писателем Александром Пелевиным. Вывозит с Украины беспризорных и раненых котов чемоданами.
У нее есть потрясающие стихи о нынешней трагедии. Вот почитайте:
В город пришла война.
В город ложатся мины.
В городе разорвало водопровод,
и течет вода мутным потоком длинным,
и людская кровь, с ней смешиваясь, течет.
А Серега — не воин и не герой.
Серега обычный парень.
Просто делает свою работу, чинит водопровод.
Под обстрелом, под жарким и душным паром.
И вода, смешавшись с кровью, фонтаном бьет.
И, конечно, одна из мин
становится для него последней.
И Серега встает, отряхиваясь от крови,
и идет, и сияние у него по следу,
и от осколка дырочка у брови.
И Серега приходит в рай — а куда еще?
Тень с земли силуэт у него чернит.
И говорит он: «Господи, у тебя тут течет,
кровавый дождь отсюда течет,
давай попробую починить».
Юля Чичерина не вылезает с Донбасса. И поет, поет, поет. Поет настоящие песни истории. Песни нашего времени. Песни нашей боли.
Вот ребята из «Зверобоя»:
Вот «Декабрь»
А в чем же тогда дело?
А в том, что они делают это все сами. Сами. Сами по себе. Без государства. Без чиновников. Без эфирного времени. Без бюджета. Без главных площадок страны.
Прочему так получается?
Я вам сейчас покажу.
«Римас Туминас вел себя безупречно, на мой взгляд. Он вернулся. Он вынужден был уехать, потому что в Литве угрожали его семье. Сегодня ситуация в западных странах на уровне тоталитаризма в отношении деятелей искусства».
Это прямая речь спецпредставителя президента РФ по международным культурным отношениям Михаила Швыдкого.
Михалу Ефремовичу не надобно других. Для его вот эти — безупречны.
Я считаю, что наше святое место так изгажено не потому что наш народ не может предложить истории новую альтернативную творческую элиту, а потому что наше чиновничество в этой элите не нуждается. На мой взгляд, оно целиком и полностью спаяно с перетекающей через границу то туда, то обратно тусовкой личными, а возможно и коррупционными отношениями.
Все сосцы матери-родины закреплены за самозванной творческой интеллигенцией теми, кто по идее эти сосцы назначен охранять.
Что охраняют то и имеют.
И пока мы не разберемся именно с чиновничеством, мы будем вынуждены хранить нашу подлинную культуру, ту которой мы живем — в подполе или за пазухой, а в галереях будут стоять целюлитные идолы посвященные ненависти к нам и нашей стране.
Роман Носиков