Главный фронт не Украина: Котёл для Европы готов

_________________


В шестой пакет санкций Евросоюза против нашей страны будет включена "нефтяная компонента". Евробюрократы всерьёз задумались о запрете импорта русской нефти, несмотря на то что это чревато проблемами для многих членов ЕС. Ничего смертельного для отечественного топливно-энергетического комплекса тут, конечно, нет. Утерянные объёмы на западном направлении можно возместить наращиванием поставок на восточном. Однако нельзя прекращать развития собственных нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, чтобы Россия могла создавать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Вчера "говорящая голова" европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил о том, что в очередной, уже шестой по счёту санкционный пакет Брюсселя в отношении России войдут ограничения на поставки русской нефти и нефтепродуктов в страны Европейского союза. Сегодня это подтвердила небезызвестная Урсула фон дер Ляйен.

Тема санкций против нашей нефтянки обсуждается с самого начала специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины. Тем не менее ряд государств Старого Света выступают решительно против таких мер, поскольку зависимость от нашей страны по данному направлению критичная (Словакия – 78,4%, Финляндия – 66,8%, Венгрия – 44,6%).

Приятного мало, но катастрофы точно не произойдёт

Еврокомиссия обозначила подробности эмбарго на русскую нефть. Так ЕС предполагает отказ от импорта нашего чёрного золота до конца года. Под запрет попадёт как сырая нефть, так и нефтепродукты. При этом для ряда стран возможно исключение. Например, для Венгрии и Словакии предполагается продлить срок отказа до конца 2023 года.

Станет ли это концом света для Москвы? Отнюдь. Конечно, хорошего здесь немного, однако для европейцев новые санкции вызовут куда большие проблемы.

Если брать цифры за прошлый год, то в ЕС направлялось 47% экспорта русской нефти (примерно 2,5 млн б/с сырой нефти плюс 1,5 млн б/с нефтепродуктов, итого – 4 миллиона). По большей части эти объёмы могут быть переброшены на другие рынки. Энергетическая инфраструктура позволяет это сделать. Так, по нефтепроводу "Дружба" поставки составляют всего лишь 0,7 млн б/с. Всё остальное отгружается морским транспортом, который при необходимости можно "перекинуть" на иные направления.

Например, отправить в Индию, Малайзию, Шри-Ланку, другие государства Юго-Восточной Азии. Как подсчитало информационное агентство "Рейтер", только за два месяца 2022 года индусы купили 40 миллионов баррелей русского чёрного золота, в то время как за весь 2021-й – 16 миллионов. Причина ясна: Нью-Дели, во-первых, пользуется выгодным предложением (ведь нефть продаётся с существенным дисконтом), во-вторых, Индия сможет делать из нашего сырья нефтепродукты и перепродавать в ту же Европу. Чем она, в общем, уже и занимается. Так что евробюрократы в любом случае попали в "котёл" и организовали его самостоятельно.

С переориентацией продукции нефтепереработки проблема стоит гораздо острее, ведь азиаты не очень в ней нуждаются, за исключением авиационного керосина. Выходов здесь несколько. Первый – замещать нефтепродукты продажей сырой нефти (брать объёмами). Второй – проработать вопрос покупки крупных НПЗ в Юго-Восточной Азии, пусть даже по завышенной цене. И этому уже есть явный пример. Так, практически половиной второго нефтепереработчика Индии, компании Nayara Energy, владеет русская нефтяная компания.

Лучше комбинировать два подхода. Естественно, всё это следует делать весьма осторожно, тщательно отрабатывая механизмы обхода антирусских санкций. Вполне вероятно, можно вложиться в совместные русско-индийские или русско-вьетнамские проекты. На всех рестрикции Вашингтон наложить не сможет. А коль наложит, то переругается со всем миром – нам же лучше.

Отказываться от развития собственной нефтехимии, безусловно, не стоит. Нужно занимать свободные ниши на рынках. Удачный пример – "ЗапСибНефтехим", запуск которого состоялся в конце 2019 года (к слову, крупнейший проект в отрасли с распада СССР). Производимые на предприятии полимеры без труда нашли себе сбыт и внутри, и за пределами России. Да, сейчас нас лишили технологий строительства новых нефтехимических заводов, но можно найти аналоги в Китае. Про свои НИОКР также забывать не следует, в советское время строили без помощи извне.

В нашу пользу играет благоприятная ситуация на международных рынках. В 2014 году, когда вводились санкции за Крым, среднегодовая цена была 99 долларов за баррель. Но в 2015-м последовал ряд шагов Белого дома, поставивших наш топливно-энергетический комплекс в сложное положение: американцы нарастили собственную добычу, ослабили санкции против Ирана и всё это на фоне экономических неурядиц в Китае и отказа ОПЕК от сокращения добычи. По итогу 2015 года средняя стоимость барреля нефти рухнула на 40% и составила 59,7 доллара. Сейчас же цена варьируется в районе 100-110 долларов за баррель, и картина вряд ли поменяется в ближайшее время из-за серьёзного дефицита предложения. Согласно прогнозу ОПЕК, во второй половине 2022 года дефицит на рынке нефти составит более 3 млн б/с. Пока что разница на Западе покрывается за счёт распечатывания стратегических резервов, но они не вечны и, вопреки планам Байдена, не повлияли на снижение цены.

Обрубить Европу

Несмотря на очевидные потери, которые понесёт ЕС в результате ввода санкций против русской нефти, Брюссель старается смягчить удар. Так, эмбарго будет введено не сразу, а только к концу 2022 года. За это время ЕС рассчитывает найти альтернативных поставщиков.

Тем не менее России необходимо прекращать поставки нефти уже сейчас, сразу же после утверждения шестого пакета санкций. Что в этом случае потеряет наша страна? Сейчас в Евросоюз поставляется примерно 2–2,3 млн б/с нефти и нефтепродуктов (остальные объемы "ушли" в Китай и Индию, плюс в стране сократилась добыча на 1 млн б/с). Согласно информации Минфина, в апреле средняя экспортная цена Urals составила 70$ за баррель. Соответственно, при сохранении поставок на нынешнем уровне Россия потеряет около 30 млрд долларов до конца года. Большие это деньги? Кто-то скажет, что да. В рублёвом эквиваленте они равны 2 триллионам.

Однако здесь возникает вопрос: а зачем нам нужны эти нефтедоллары? За них в результате санкционных ограничений Россия всё равно не сможет приобрести необходимые товары и услуги на европейском рынке. А валюты для торговли с другими регионами у нас более чем достаточно.

Если же говорить о доходах бюджета, то они также никоим образом не пострадают. Федеральный бюджет формируется в рублях. Россия естественным образом вышла из парадигмы, когда эмиссия национальной валюты была привязана к заходящим в страну евродолларам. Сейчас формируются совершенно иные правила. Так, только за апрель денежная масса в стране выросла на 1,6 трлн рублей. Под реальные нужды бюджета ЦБ вполне может провести ограниченную эмиссию при условии, что эти деньги не пойдут на валютный или потребительский рынок.

Заходящих в страну евродолларов от газового экспорта вполне достаточно. Действительно, обрубать поставки газа в настоящий момент было бы нецелесообразно. Да, европейская экономика пострадала бы сильно. Возможно, настал бы её крах без возможности восстановления. Но последствия для России были бы не менее серьёзными. Сейчас газ экспортируется в Европу по цене в 800-1200$ за тысячу кубометров. Порой возникает парадоксальная ситуация, когда наш газ становится для европейских потребителей дороже, чем спотовые поставки. К слову, физический объём газового экспорта растёт. В прошлом году от продажи газа за рубеж Россия получила 55 млрд долларов. Очевидно, что в этом году цифра будет гораздо больше. По нашим оценкам, в районе 80 млрд долларов. От европейского направления этих денег будет вполне достаточно, чтобы обеспечить нашу экономику необходимой валютой. Вместе с этим, нужно в кратчайший срок построить газовую инфраструктуру для переориентации экспорта в Азию: газопроводы и СПГ-заводы.

Россия с 2023 года всё равно лишится европейского рынка, тогда зачем нам несколько месяцев, пока враг подготовится к смягчению санкционного удара? Чтобы заработать 30 млрд долларов, которые нам по факту и не нужны? Зато для Европы данный шаг будет куда более критичным. Он ещё больше подстегнёт инфляцию, которая в ряде государств уже перешагнула отметку в 10%. В отличие от России, для экономики ЕС показатель инфляции является критичным, ведь структура экономики заточена на постоянное кредитование реального сектора.

В случае резкого прекращения поставок нефти из России Европу, скорее всего, ждёт стагфляция. То есть мощнейший кризис с 1970-х годов. Но тогда "старый мир" смог восстановиться, поскольку Западу не было конкурентов в капиталистическом мире. Однако сейчас высвободившиеся ниши будут моментально заняты товарами и услугами из Юго-Восточной Азии. Это означает, что возрождения экономической мощи Европы может и не произойти. Вопрос, конечно, спорный, но вероятность такого развития событий есть немалая.

Что с того?

В целом даже полный отказ Европейского союза от закупок отечественной нефти не приведёт к катастрофе. Да, мы потеряем крупные объёмы, однако лишь на время, пока не реализуются крупные инфраструктурные проекты на восточном направлении, прежде всего третья очередь нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий океан" (ВСТО-III). Кроме того, нужно понимать: эмбарго на нашу нефть приведёт к её существенному удорожанию. Венесуэла под санкциями, Иран тоже, теперь и Россию хотят "вырубить" – кто ж останется? Америки на всех не хватит, а саудиты и их соседи по полуострову скрупулёзно следуют установленным ограничениям ОПЕК+.

Для Европейского союза запрет на импорт нефти из России гораздо больнее. Неслучайно некоторые страны вроде Словакии, Чехии и Болгарии призвали еврокомиссаров сделать для них исключение. Те же словаки вообще все свои НПЗ заточили под нашу марку Urals ещё с эпохи существования СЭВ. Перенастроить предприятия можно, но на это уйдут годы. Наша позиция неизменна: никаких исключений быть не может. Бить надо в слабые места. Если видим слабину, бьём. "Понять и простить" можно только Венгрию – её руководство проявило в этом конфликте себя с лучшей стороны.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 29).

___________________

________________________

__________________

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА