— За два минувших месяца столько изменений произошло у нас, и все не в лучшую сторону, что я перестаю узнавать свою страну. Такое ощущение, что оказался вдруг совсем в другом государстве, — сказал Рику Серкуля, владелец многопрофильного бизнеса в одном из приграничных с нашей страной городке. Пообщаться с ним мне помогла знакомая «русская финка», переехавшая из Петербурга в Хельсинки в начале 2000-х. — Подорожало буквально все. Но особенно круто — энергоресурсы, металл и дерево. Для моего бизнеса это критично! Тем более, что российских клиентов сейчас нет, а пришедших на смену финских на порядок меньше и у них те же проблемы, что и у меня — резкое снижение платежеспособности.
«СП»: — Близость к российской границе не пугает вас, учитывая, что отношения между нашими странами усложнились?
— Я здесь всю жизнь живу. Много лет имею дело с русскими и симпатизирую им. Если чего и боюсь, так это потерять свой бизнес, еще вчера бывший успешным, а сегодня на грани банкротства.
Проблемы и у фермерских хозяйств Суоми. Не только из-за роста цен. Основная трудовая сила там — сезонные работники. Последние тридцать лет это преимущественно россияне и украинцы. Для первых граница закрыта на неопределенное время. Вторых же сейчас, во-первых, мало, во-вторых, среди них в основном женщины и дети. Беженцы. Поработать, говорят, готовы, но кто присмотрит за их детьми?
— Беженцы хорошо у нас живут, им грех жаловаться, — сказал «СП» Йохан Бекман, финский правозащитник. — Квартиры муниципальные получили, платить за проживание в них не надо, продукты регулярно получают, машины им предоставляют по необходимости. Всего этого предварительно лишив сомалийских мигрантов, которым предложено переезжать в другую страну ЕС. Мол, отдохнули у нас, пора и честь знать.
«СП»: — И что, те послушались, уезжают?
— Единицы… Что будет у нас, если они решатся на бунт, страшно представить! Кто стремится уехать в другую страну, так это наши граждане. Жить дома становится все трудней. Экономить начинаем даже на хлебе. Как из-за растущих в режиме онлайн цен, так и из-за той политики запугивания, а, главное, навязывания нам проамериканской идеологии, которая сейчас в приоритете у правительства. Премьер Санна Марин с трибуны призывает остановить войну на Украине, а сама отправляет туда оружие. Как можно верить такому политику?..
Развивает тему Виталий Милонов, депутат Госдумы РФ.
— То, что происходит сейчас в Финляндии, лично меня удручает, но не удивляет. К этому давно шло, — говорит Виталий Валентинович. — Воровство топлива у своих же граждан — это так несвойственно нашим соседям! Никогда такого не было. Не их менталитет.
Думаю, причина в данном случае не только в сумасшедших ценниках. Но также, а, может быть, в первую очередь, в беженцах с Украины. Кто оттуда бежит сейчас на Запад? А вот как раз халявщики, не умеющие и не желающие работать, и вороватые, с криминальными прошлым люди. Они скорей всего и подбивают местных на черные дела.
«СП»: — Но жизнь «на той стороне» от нашей северо-западной границы и в самом деле сильно вздорожала.
— Благодарить за это финнам нужно свое правительство. Исключительно ему, а не пресловутой «русской угрозе» обязаны они этому. Премьер Санна Марин и президент Ниинистё не устают рассказывать людям жуткие истории о нас, нашем президенте Владимире Путине, нагнетая истерию в своей стране и тем самым заглушая голоса разума. А разум, между тем, вопрошает: какое отношение Финляндия имеет к Украине? Почему финны должны страдать из-за ее фашиствующих молодчиков? Чем Россия угрожает Суоми? И когда вообще было такое после того, как в 1947 году наши страны подписали Парижский мирный договор? Никогда!
«СП»: — Соседи ведь включили вас в санкционный список, проигнорировав ваши многолетние усилия по развитию культурных и не только связей между нашими государствами. Поехать туда теперь не можете. А общаться дистанционно с коллегами, знакомыми получается?
— Общаемся регулярно. Правда, с осторожностью, так как все звонки, вся переписка в соцсетях известных граждан под неусыпным контролем спецслужб Финляндской Республики. Есть веские основание полагать, что они сами, эти спецы, тоже под контролем — товарищей из Пентагона. К тому же, все, что связано с Россией, россиянами, там теперь запрещено. Потому с коллегами общаюсь, да, но очень аккуратно. Знаю от них, как широко развернулись там американцы и британцы.
Именно они правят бал, а не президент с премьершей, дамой, прошу прощение, узкомыслящей, ведомой. Повезло с ней США. Они давно подбирались к Финляндии, чтобы пристроить там свои технологии, в том числе, военные. И как только появилась такая возможность — во многом благодаря череде невнятных парламентских выборов, приобщению к власти сомнительных депутатов из числа молодых и ранних — реализовали ее, додавив и парламент, и президента…