По большей части все это обусловлено отчаянным положением украинской армии. "На сегодняшний день захватчики контролируют около 20 процентов нашей территории," – только что пожаловался Владимир Зеленский в своем видеовыступлении перед политиками Люксембурга. (Да, это карликовое государство тоже уже успело поставить Украине оружие.) В целом ситуация для украинских войск просто аховая, и западные хозяева пытаются упросить Москву приостановить спецоперацию, чтобы обеспечить своим прокси-казакам хоть какую-никакую передышку.
В то же время мирная риторика — это продолжение информационной войны против России. Коллективный Запад осознал, что вместо того, чтобы изолировать Россию, сам оказался в мировой изоляции. Стингеры, джавелины, многомиллиардный ленд-лиз для Украины, безумная русофобская пропаганда, антироссийские санкции, разносящие в хлам глобальные цепочки поставок, — сегодня в глазах всего мира руководители западных стран выглядят типичными поджигателями войны. С этим нужно срочно что-то делать. И вот западные "партнеры" попытались изобразить из себя голубей мира. Мол, мы-то за переговоры, это все Россия упирается. Но о чем переговариваться России, если ее требования так пока и не услышаны?
Внезапное смягчение риторики со стороны Запада — это еще и попытка просигналить нам с вами, гражданам России. Типа все хорошо, "давайте жить дружно". Будем договариваться. Давайте вы забудете, что мы украли у вас триста миллиардов долларов и еще всякого разного по мелочи, и подпишете очередной договорчик на наших условиях. А мы подумаем над снятием санкций. Мир, дружба, жвачка.
Не знаю, возможно, такие фокусы прошли бы с наивным, непуганым, сентиментальным советским народом в конце 80-х. Но за последние тридцать лет мы насмотрелись всякого и научились на раз узнавать дешевые разводки от наших партнеров.
Массовая поддержка спецоперации в России — не казенная, а совершенно искренняя, от души — стала неожиданным и оттого еще более тяжелым ударом для западных руководителей. Они так долго тешили себя мриями о том, что тут в России уже выращено стерильно глобальное поколение, для которого солнце восходит на Западе, а оказалось — ничего подобного. Русские по-прежнему сами по себе: воюют, работают, делают историю. Ведут себя как абсолютно суверенный народ. Не слушают указивок из глобального обкома. Возмутительно. Не помогли ни шесть пакетов санкций, ни русофобская истерика.
Сначала западные партнеры не смогли сдержать своего раздражения. Бессильная злость выплескивалась в каких-то наездах, угрозах, позорных истериках. Но и это никого не впечатлило. Поэтому теперь с нами попробуют поговорить иначе — тепло и задушевно. С человечинкой, так сказать.
Подобные идеи насчет смены риторики уже бродили в Вашингтоне. Всего несколько дней назад во влиятельном журнале Foreign Affairs вышла статья с предложениями Байдену, как нужно правильно разговаривать с Москвой. Ее написали американский профессор Майкл Киммэдж и бывшая наша соотечественница Мария Липман.
Авторы подметили, что хамство и угрозы Байдена и других американских бонз в адрес России довольно плохо воспринимаются русскими. "Разговоры о поражении или ослаблении России лишь углубляют то отчуждение, с которым относятся к Западу массы русских", — констатируется в статье. Более того, когда россияне видят, что какого-нибудь оппозиционера поддерживает Вашингтон, они перестают такому оппозиционеру доверять и начинают к нему плохо относиться.
Поэтому Байдену стоит быть повежливее, а Штаты "должны делать вид, будто вообще не интересуются внутренней политикой в России, воздерживаться от комментариев на этот счет и ни в коем случае не указывать своих связей с оппозиционными движениями".
В целом разговаривать с Москвой нужно "тихонько и осторожно", излучая постоянную доброжелательность и ни в коем случае не обостряя конфликт. Тогда, возможно, русские поверят, поведутся и сделают, все, что требуется Вашингтону. Что ж, авторы молодцы, старались. Как видим, в последние дни западные политики шпарят буквально по этой методичке.
Другое дело, что все эти подходы с переобуванием в воздухе, с игрой в злого и доброго следователя в данном случае не работают. У России есть свои требования и к Украине, и к западным странам, и всем им придется их выполнять. Иначе спецоперация будет продолжаться до выполнения всех намеченных целей. Нравится, не нравится, ну вы поняли...