Недавно громко говорили о переходе на рубли в расчетах за газ. Много шума... а потом тишина... Что случилось, почему стало так тихо? Это какой-то постыдный секрет? Действительно, за этим молчанием есть что-то такое, что надо тщательно скрывать от публики.
Когда Польша (PGNiG) первой решила отказаться от платежей в новой системе, Болгария (Bulgargaz) сделала такой же выбор. Позже отказались платить рублями:
- финской Gazum,
- голландский GasTerra,
- международный Shell,
- датский Orsted,
- литовской Ignitis.
При этом 54 контракта «Газпрома» остаются в силе.
Польша отказалась, но она импортирует российский газ через Германию.
Финляндия отказалась от российского газа за рубли, но резко увеличила закупки российского СПГ.
Литва и Финляндия закупают у «Новатэка» СПГ с терминала «Криогаз» в Высоцке на Балтийском море.
Лишь немногие потребители отрезали себя от российского газа. Остальные продолжают спокойно покупать. А об этом "страшном шантаже" замолчали. Ноль анализов, выводов.
Несколько стран попали в собственную ловушку острой риторики перед общественностью. В них их толкнул Брюссель. Оплата в валюте контракта была приемлема, но конвертация в рубли считалась нарушением санкций. Об этом постоянно настаивали чиновники Брюсселя во главе с Урсулой фон дер Ляйен.
Однако никаких правовых оснований для этого не было, а результатом могло стать немедленное отключение всего ЕС от 40% (а Германии от 60%) поставок ключевого сырья для промышленности и энергетики. Это привело бы к немедленной энергетической и экономической катастрофе.
Давление сильнее всего сказалось на слабых странах и на тех, кто не отстаивал свои интересы. Они расторгли контракты, отрезали себя от востока и в результате попали в энергетическую зависимость от Старой Европы, Польши и Германии. Периферия ЕвроСоюза стала еще более зависимой от своих более старых и богатых партнеров.
Вопли ЕС никоим образом не затронули страны, знающие, что суть вещей в экономических интересах.
Германия всегда сопротивлялась усилению своей зависимости от США и, прежде всего, от контролируемых ею источников нефти и газа. Поэтому, сотрудничая с Россией, они хотели уменьшить господство Америки в Европе. Однако на немцев оказывалось интенсивное давление. Однако когда давление спадет, Украина и Россия прекратят конфликт, вернутся к ослаблению союзнической хватки и будут использовать Россию в качестве стратегического противовеса.
У Вашингтона есть огромное количество инструментов для оказания давления на Европу. Просто сравните цены на газ в США : €25/МВтч, а у нас: €123.
В Европе цены на газ в 5 раз выше, чем в Америке, и европейская экономика в этой братской хватке может задохнуться насмерть.
А США откусывают себе все больший и больший кусок европейского газового пирога, подписывая контракты на экспорт СПГ в Европу. EnBW только что подписала первый в истории Германии долгосрочный контракт на закупку СПГ.
Ситуация опасная. У нас энергетическая (торговая, финансовая) война между Западом и Россией. Возможен любой сценарий, и мы движемся по минному полю, где каждый шаг может закончиться взрывом. Германия уже предупредила, что весь этот «рынок» может рухнуть в любой момент, назвав это газовым «эффектом Lehman Brothers» — самым известным банкротством 21 века, спровоцировавшим мировой финансовый кризис в 2008 году.