Морской экспорт угля из России вернулся к почти рекордно высокому уровню после того, как Европейский союз ослабил ограничения на транспортировку этого товара, упростив перенаправление объемов в Азию.
Поставки в октябре составили почти 16,6 млн тонн — чуть меньше уровня июня, который был самым высоким как минимум с 2017 года, свидетельствуют данные аналитической компании Kpler. С тех пор экспорт немного снизился в соответствии с нормальной сезонной волатильностью.
ЕС запретил импорт российского угля и других товаров в блок с 10 августа. В сентябре Европейская комиссия выпустила пересмотренное руководство , в котором говорится, что предоставление услуг, таких как доставка, финансирование и страхование, необходимо для транспортировки угля и другие продукты за пределами ЕС должны быть разрешены, чтобы бороться с отсутствием энергетической и продовольственной безопасности во всем мире.
Россия традиционно входит в тройку крупнейших экспортеров угля в мире, хотя на эту отрасль приходится лишь небольшая часть российской экономики.
«С начала года направления поставок угля изменились: Турция стала одним из ключей к успеху России, а Китай тоже внес свой вклад», — сообщил по электронной почте аналитик Kpler Виктор Катона. Он добавил, что продажи снизились, когда в сентябре были введены ограничения ЕС.
Анализ Kpler основан на данных о коксующемся и энергетическом угле от портов, брокеров и его аналитической сети. Он не включает экспорт российского угля по железной дороге.
Европе по-прежнему запрещено импортировать российский уголь, но теперь европейским компаниям разрешено поставлять товар в третьи страны. Продажи российского угля в Азию выросли сразу после февраля, поскольку она перенаправила часть своего европейского экспорта, но страна сталкивается с более высокими транспортными расходами, поскольку продает ее клиентам издалека.
Использование угля резко возросло с начала этого года, поскольку страны по всему миру ищут более дешевые альтернативы волатильным ценам на природный газ.
«Возможно, разъяснение ЕС своих санкций в отношении угля уменьшило опасения операторов по поводу того, смогут ли они транспортировать российский уголь», — сказал Филипе Гувейя, аналитик международной судоходной организации Bimco. «Однако мы считаем, что повышение спроса на рынках, чувствительных к затратам, скорее всего, является причиной этого увеличения».