ОКБ «Факел» завершило разработку революционного плазменного двигателя большой мощности. Теперь плазма сможет выводить грузы на орбиту

_________________


Революция в двигателестроении может случиться там, где её никто не ждал. Пока все завороженно следят за развитием ракетного двигателя на основе водорода, российские инженеры завершили разработку мощнейшего плазменного двигателя. Более того, двигатель создан на опережение. Что это значит и в чем преимущества новой разработки, расскажем в нашем материале.

Что представляет собой двигатель от ОКБ «Факел»

СПД–230 (стационарный плазменный двигатель) представляет собой электростатический ракетный двигатель, в качестве рабочего тела которого выступает ксенон.

По документам, мощность СПД–230 не превышает 15 кВт. Этого мало для преодоления силы тяжести, но достаточно для работы в космическом пространстве.

По весу двигатель относительно лёгкий — 25 кг. КПД доходит до 60%, а удельный импульс — до 2700 с.

На сегодняшний день СПД–230 прошёл цикл доводочных испытаний в ОКБ «Факел».

«Факел» — один из мировых лидеров по разработке двигателей для космических аппаратов. Создает стационарные плазменные двигатели, а также термокаталитические двигатели на гидразине. На орбиту запущено более 700 изделий этого предприятия.

Разработка СПД–230 — государственный проект, заказчиком которого выступает «Роскосмос». Двигатель готов, но судно, в которое можно его установить, еще нет.

Плазменные двигатели в России разрабатываются давно и достаточно активно. Поэтому отечественные предприятия имеют наработки в космической сфере, которые обязательно будут использованы.


Перспективы применения

Хоть борт, для которого предназначен двигатель, ещё не существует, потенциал СПД-230 впечатляет. Геннадий Абраменков, директор ОКБ «Факел», о перспективах использования двигателя сказал так:

«Мы его будем предлагать в разные проекты: для перелётов до Луны, решения задач довыведения на орбиту на СПД».

Однако и здесь есть ряд трудностей. Покорение Луны Россией и все миссии, которые связаны со спутником Земли, откладываются. Заметно сократилось и количество коммерческих заказов по выводу космической техники. Ранее российские плазменные двигатели успешно поставлялись в другие страны, сейчас по известным причинам это невозможно.

В планах использовать двигатель при выведении груза на орбиту. На текущий момент нагрузки для этого двигателя нет, но в перспективе ей станет ядерный буксир.


Преимущества плазменного двигателя

Увеличение мощности и тяги приближает момент, когда плазменные двигатели начнут использовать для вывода на орбиту грузов в составе верхних ступеней ракет-носителей. Особенно если выбранный носитель будет одноступенчатым и многоразовым, то есть с возвращаемой первой ступенью.

Космический аппарат с высокоэффективным плазменным двигателем после выведения его носителем будет способен сам достигать нужной орбиты. Поскольку плазменные двигатели не нуждаются в больших топливных затратах, освобождается место для дополнительной полезной нагрузки.


А если иметь на орбите что-либо наподобие космической верфи, которой может стать перспективная российская станция РОСС, то и последняя ступень с плазменным двигателем может быть использована повторно. Это откроет большие перспективы для космической отрасли.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 26).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА