Максим Соколов
Сколь можно понять, глава Минфина США полагает, что сейчас бодания могут закончиться не лоббистской сделкой, которая всех более или менее удовлетворяет — и так до следующего года, когда цикл повторяется, — но крахом доллара, а такой исход лоббистских игр не удовлетворит никого. Все-таки доллар как резервная валюта — это палладиум американской державы, если же доллар утратит это почетное звание, то и перспективы США делаются неопределенными.
Тогда как американская внешняя и оборонная политика базировалась и базируется как раз на том, что одно и то же яблоко можно изгрызать и ныне, и присно, и во веки веков. Только что глава Комитета начальников штабов ВС США Марк Милли заявил: "Соединенным Штатам придется удвоить свой оборонный бюджет, если конфликт на Украине обрушит миропорядок, основанный на правилах". Для генерала увеличить бюджет Пентагона с одного триллиона до двух — ровно в баню сходить. Хотя считает ли так Кассандра Йеллен — неизвестно.
Конечно, такое случалось и прежде. В августе этого года будет как раз четверть века с тех пор, как глубокие монетаристы объявили в России дефолт. Глава ЦБ С. К. Дубинин лишился поста, равно как и его зам С. В. Алексашенко, отвечавший за размещение ГКО. А. Б. Чубайс был переброшен с финансов на электричество. Конечно, в 1998 году никто не считал рубль неколебимой резервной валютой, тогда как доллар в 2023-м многие таковой по-прежнему считают. Но хроники 1998 и 2023 годов имеют меж собой нечто общее. Всякие финансовые обрушения в чем-то похожи друг на друга.