«Не надо было сидеть на двух стульях» — Россия оставит Казахстан не у дел

_________________


Разговоры о дороге, соединяющей Россию и Китай, а если смотреть масштабнее, то Россию и Европу вплоть до Лондона, шли ещё с девяностых годов. Но тогда ни Россия, ни Китай к этому готовы не были. С мёртвой точки дело сдвинулось лишь с началом строительства трассы М12 “Москва-Казань”. Казалось логичным, что потом эта дорога должна пойти на Уфу и дальше через Казахстан прямиком в Китай. Посмотрите на карту: даже если просто провести прямую между Москвой и Пекином, кажется, что дорога в любом случае должна идти через Казахстан. Но оказалось, не в любом.


В конце 2021 года стало понятно, что трасса в Китай может выглядеть не так, как предполагалось ранее. Решено было продлить М-12 до Екатеринбурга. Это указывает на то, что скоростная дорога будет идти в обход Казахстана!

Для многих такое решение стало настоящей неожиданностью. Ведь придется потратить больше денег. Да и сама дорога станет длиннее. А это означает, что путь из Китая в Европу займет больше времени. В чем же целесообразность такого странного решения? Оказывается, что не всё так просто, как кажется.

Правительство России прямо не говорит о причинах, которые заставили строить трассу в обход Казахстана, но понять логику теперь не сложно.

Политика сыграла немалую роль в принятии данного решения. Несмотря на помощь в подавлении беспорядков в начале 2022 года, власти Казахстана не стремятся демонстрировать союзнические настроения. Конечно, до открытого противостояния с Кремлем еще не дошло, но… Ситуация может измениться в любой момент. Последние несколько лет Казахстан старательно пытается усидеть на двух (или даже трёх) стульях сразу. Не вступая в открытый конфликт с Россией, фактически поддерживает антироссийские санкции, строя козни на таможне, всячески замедляя товары из других стран, едущие в Россию по параллельному импорту. Если не сегодня так завтра Казахстан станет Украиной 2.0, что тогда делать с дорогой в Китай?


Исторический опыт тоже нужно учитывать. Кто мог подумать, когда строился газопровод в Европу через Польшу и Украину, что ситуация измениться настолько радикально? Если бы с этими странами поддерживались дружественные отношения, то не пришлось бы тратить деньги на строительство «Северных потоков».

Экономическую выгоду тоже никто не отменял. Зачем делиться доходом с Казахстаном, если всю прибыль от транзита можно забрать только себе? Да и возведение такой трассы привлечет инвестиции в регионы, через которые она будет пролегать. Можно только представить, сколько кафе и отелей построят вдоль новой дороги… И все они будут приносить прибыль в российские регионы, а не казахстанские.

Конечно, такое решение является неоднозначным. Можно не сомневаться, что в правительстве далеко не все были согласны с ним. Но решение уже принято. Какие же негативные стороны у него?

Речь снова идет о политике. Казахстан рассчитывал, что трасса принесет немало доходов в бюджет страны. Да и повысит уровень развития инфраструктуры. А теперь Казахстан остался не у дел. Возможно, это подтолкнет его к переориентации вектора на Китай. Ведь далеко не первый год в Казахстане говорят об этом.

 

Длинна трассы тоже вызывает вопросы. Дорога получается на 1000 км длиннее трассы через Казахстан. К тому же на пути будут Уральские горы, что дорого при строительстве и не так удобно для водителей, как степь.

С другой стороны, если бы трасса шла через Казахстан, Россия была вынуждена была бы платить за транзит и зависеть от непостоянной политики Казахстана, становясь заложником политических настроений в другой стране.

Принятое решение о строительстве трассы в обход Казахстана сегодня не выглядит очень неожиданным, скорее даже наоборот — оно максимально взвешенное, продуманное и выгодное для самой России. Ведь в политике нет друзей. Тем более, когда речь идет об экономических интересах. Дорога будет приносить огромные деньги, так зачем их делить с государством, которое, условно говоря, завтра может сменить вектор своего внешнеполитического развития? Россия уже достаточно обжигалась, когда шла на уступки, поступалась своими интересами ради выгоды соседей, а они с ней расплачивались претензиями и ударами в спину.

На данный момент можно говорить о том, что Россия и Китай будут и дальше углублять свои экономические отношения. Ситуация в мире такова, что нужны более-менее надежные союзники. Хотя бы экономического характера. А вот Казахстан остался не у дел. И это произошла во многом благодаря не самой дальновидной политике Назарбаева и Токаева. Возможно, они бы и хотели вернуться в прошлое, чтобы что-то изменить. Но колесо истории имеет одно важное свойство, о котором никогда не стоит забывать! Оно не поворачивается вспять…

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 39).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА