Хуситы, которые не смогли, и Россия, что упускает возможности

_______________


Изображение сгенерировано нейросетью Fast Stable Diffusion XL on TPU v5e


Не секрет, что операции вооружённых сил Украины (ВСУ) и главного управления разведки (ГУР) Украины против кораблей Черноморского флота Военно-морского флота (ВМФ) России планируются и обеспечиваются вооружёнными силами (ВС) и разведывательными структурами США и Великобритании. Их деятельность причиняет нам значительный ущерб, при этом мы никак не отвечаем на практически открытые акты агрессии, даже не уничтожаем стратегические разведывательные беспилотные летательные аппараты (БПЛА), по сути являющиеся важнейшим звеном разведывательно-ударных контуров, обеспечивающих нанесение ударов по нашим кораблям и инфраструктуре.


Одновременно, за тысячи километров от границ нашей страны, идёт противостояние между йеменскими хуситами, молчаливо поддерживаемыми Ираном, и всё теми же США, Великобританией. Вот только добиться сколь-либо значимых побед над столь серьёзным противником у хуситов пока не получается.

Попробуем разобраться, почему так происходит, а также – как Россия могла бы помочь хуситам, а заодно и себе, заставив США, Великобританию и Францию пересмотреть их подходы к топтанию по нашим «красным линиям».
 

Причины неудач хуситов

С самого начала атак хуситов на гражданские и военные суда в Аденском заливе и в Красном море у многих возникли завышенные ожидания по поводу их возможных успехов. По факту хуситы достаточно бодро стали запускать в сторону коммерческих судов и военных кораблей коалиции США и их союзников различные типы противокорабельных ракет (ПКР), БПЛА-камикадзе и безэкипажных катеров (БЭК) камикадзе. При этом, если по коммерческим судам хуситы время от времени ещё попадают, то по кораблям военно-морских сил (ВМС) США и их союзников подтверждённых попаданий на момент подготовки данной статьи нет.

Сообщения об атаках хуситов выглядят впечатляюще – запущено несколько десятков БПЛА, выпущено несколько десятков противокорабельных ракет, но это впечатление обманчиво. Применяемые хуситами вооружения не способны, как по количественным, так и по качественным характеристикам, обеспечить прорыв противовоздушной обороны (ПВО) современных надводных кораблей, тем более объединённых в корабельные или авианосные ударные группы (КУГ/АУГ).

Применяемые хуситами БПЛА-камикадзе в той или иной степени сопоставимы с российскими БПЛА «Герань-2», их скорость не превышает 200 километров в час, масса боевой части составляет порядка 50 килограмм, а у многих модификаций и того менее. То, что хорошо работает по стационарным целям, не очень хорошо подходит для атаки надводных кораблей в открытом море.

Часть применяемых хуситами ПКР по большей части являются устаревшими дозвуковыми изделиями, с большой и эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР), значительные размеры и высота полёта делают их лёгкими целями для корабельных зенитных ракетных комплексов (ЗРК), другие в лучшем случае соответствуют начальным версиям американской ПКР Harpoon или российской ПКР Х-35. Эффективность применяемых хуситами баллистических ПКР, особенно выполненных на базе устаревших зенитных управляемых ракет (ЗУР), и вовсе вызывает вопросы.


Но главное – это то, что количество одновременно применяемых в залпе БПЛА-камикадзе и ПКР различного типа явно недостаточно для противостояния такой КУГ/АУГ, которую сформировали США и их союзники. Если против (условно) двадцати кораблей и двадцати самолётов и вертолётов в воздухе хуситы запускают всего два десятка БПЛА-камикадзе и ПКР различного типа, то на одну надводную боевую единицу приходится всего 1 атакующий боеприпас (условно), чего явно недостаточно. При этом не стоит забывать об огромном количестве иных средств разведки, сосредоточенных США и их союзниками регионе.

В годы холодной войны для поражения американской АУГ в СССР планировалось нанесение удара силами нескольких авиационных полков дальних бомбардировщиков Ту-22М3, с применением тяжёлых сверхзвуковых ПКР Х-22, которым ПКР и БПЛА-камикадзе хуситов и в «подмётки» не годятся. Нет ничего удивительного в том, что корабли и авиация ВМС США и их союзников с относительной лёгкостью расправляются с запущенными хуситами БПЛА-камикадзе и ПКР.

Более того, даже удивительно, как в условиях такого количества кораблей, самолётов и вертолётов США и их союзников, с возможностями, предоставляемыми космическими средствами разведки США, хуситам вообще удаётся осуществлять пуски БПЛА-камикадзе и ПКР по гражданским и военным судам, находящимся в Аденском заливе и Красном море, а время от времени даже попадать в какие-то сухогрузы и танкеры.

Что касается БЭК-камикадзе, то случаи их применения, судя по всему, и вовсе являются единичными. Например, успехи ВСУ и ГУР Украины по применению БЭК-камикадзе против кораблей Черноморского флота ВМФ РФ основаны на том, что против одного корабля ВМФ РФ применяется до полудюжины, а то и более БЭК-камикадзе, оснащённых средствами высокоскоростной спутниковой связи, обеспечивающей получение целеуказания и управления БЭК в реальном масштабе времени. Применяемые хуситами БЭК-камикадзе, скорее всего, оснащены куда более примитивными средствами связи, возможно, подверженными влиянию средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ).


Исходя их вышеизложенного, можно сделать два вывода. Первый, что наряд сил и средств, задействованных хуситами для осуществления атак по кораблям США и их союзников, совершенно недостаточен для решения этой задачи, как в качественном, так и в количественном отношении, что создаёт иллюзию значительного превосходства средств самообороны надводных кораблей США и стран НАТО от БПЛА-камикадзе, ПКР и БЭК-камикадзе.

В реальности, окажись любой корабль США или их союзников в одиночном рейде в Чёрном море, он мог бы быть атакован группой современных БЭК-камикадзе с таким же успехом и с такими же результатами, как и в случае с кораблями ВМФ РФ. Аналогично любой корабль ВМС США или их союзников мог бы быть повреждён или уничтожен массированной атакой крылатых ракет и БПЛА-камикадзе – при постоянно повторяющихся атаках это лишь вопрос времени.

Второй вывод состоит в том, что оборона кораблей группировки ВСМ США и их союзников может быть преодолена хуситами при условии предоставления им в достаточном количестве современных ПКР, оснащённых достаточно современными помехоустойчивыми головками самонаведения (ГСН), а также БЭК-камикадзе, оснащённых средствами высокоскоростной спутниковой связи.

Тезисы, изложенные во втором выводе, позволяют утверждать, что Россия упускает прекрасную возможность нанести США, Великобритании, Франции, а также другим странам, корабли которых «отираются» в Аденском заливе и Красном море, чувствительные удары, которые могут заставить их пересмотреть свою позицию по вовлечённости в российско-украинские разногласия.
 

Окно возможностей

Фактически окно возможностей открылось для России в тот момент, когда хуситы начали осуществлять обстрелы коммерческих судов в Аденском заливе и Красном море, после чего США и их союзники решили вмешаться в ситуацию. Ни для кого уже не секрет, что атаки на корабли и инфраструктуру Черноморского флота ВМФ РФ планируются в штабах США и Великобритании, осуществляются благодаря разведывательным данным и глобальным системам связи США, с помощью вооружений, поставленных США и их союзниками (или изготовленных из поставленных ими комплектующих).

Кроме того, страны Европы, в первую очередь Франция, нацелились на эскалацию конфликта путём ввода своих воинских контингентов на территорию Украины. Фактически они и так уже там присутствуют, о чём говорят многочисленные некрологи в западных изданиях по утонувшим полковникам и разбившимся в горах генералам.

Недавно «ход конём» сделал Израиль, атаковавший дипмиссию Ирана в Сирии. Несмотря на то, что Россия и Израиль пока воздерживаются от явных враждебных действий в отношении друг друга, события, которые последуют за убийством иранских политиков и военных, могут настолько обострить ситуацию в регионе, что окно возможностей не то что приоткроется, а вылетит вместе с рамой.

Какова должна быть наша цель?

Наша цель – это нанесение максимально болезненных, чувствительных потерь, в первую очередь США, Великобритании и Франции, за ними следуют остальные «пайщики». Им необходимо чётко показать последствия поставок вооружений на Украину и «опосредованного» участия в боевых действиях, это не говоря уже о возможности их прямого участия. Необходимо, чтобы потери вышеупомянутых стран стали зримыми, ощутимыми, чтобы их нельзя было скрыть за лукавыми формулировками «утонул в бассейне».

Кроме того, мы должны расквитаться со странами Запада за наши корабли и самолёты, потерянные или повреждённые из-за оружия и разведданных стран Запада, за погибших на поле боя бойцов и мирных жителей в городах, обстреливаемых снарядами и ракетами, предоставленными странами Запада. В общем, война должна прийти к ним, для начала в виде полосатых гробов с телами экипажей их боевых кораблей.

Возможные к принятию меры мы обсуждали уже неоднократно, вкратце рассмотрим их ещё раз.

Проломить оборону корабельной группировки, сконцентрированной США и их союзниками в Аденском заливе и Красном море, можно только с помощью массированного комбинированного удара, внезапного и интенсивного.

Первой составной частью комбинированного удара могут стать БЭК-камикадзе. Судя по открытым данным, в последнее время в ВС РФ стали тем или иным способом попадать комплекты спутниковой связи Starlink. Использование их на Украине может представлять угрозу для нас самих, при этом комплексы Starlink можно эффективно использовать для проведения разведывательно-диверсионных мероприятий в других регионах мира.

В частности, комплектами спутниковой связи Starlink могут быть оснащены несколько десятков БЭК-камикадзе, которые впоследствии должны быть скрытно доставлены в заданный район и применены в рамках массированной скоординированной атаки на один или два боевых корабля США, Великобритании или Франции. Было бы интересно посмотреть, как новейший британский эсминец тип 45 «Деринг» попробует отбиться от десятка БЭК-камикадзе.


Второй составной частью комбинированного удара должны стать ПКР – ранее мы уже говорили о возможности и целесообразности поставки хуситам ПКР, в частности, ПКР «Москит». Впрочем, не стоит зацикливаться именно на «Москитах», хуситам вполне могут быть поставлены два-три десятка ПКР Х-З5/Х-З5ПД, возможно, Х-З1А(АД/М) и Х-З1П(ПДУПК), при условии, что ракеты семейства Х-31 удастся адаптировать для запуска с наземных пусковых установок (ПУ).

Третьей составной частью комбинированного удара должно стать уничтожение самолётов и вертолётов противника, осуществляющих патрулирование в районе боевых действий. Как минимум, для этого хуситам могут быть поставлены несколько десятков переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) «Игла»/«Верба». С их помощью могут быть атакованы низколетящие самолёты и корабельные вертолёты, осуществляющие поиск и уничтожение БЭК-камикадзе и БПЛА-камикадзе.


В идеале необходимо обеспечить поставку хуситам одного ЗРК, возможно, в урезанном составе, но способного применять ЗУР с активной радиолокационной головкой самонаведения (АРЛГСН). Указанный ЗРК должен применяться не как средство ПВО, а как средство ПВН – противовоздушного нападения, для охоты на самолёты и вертолёты противника по данным внешнего целеуказания. Подобным образом, используя ЗРК как средство ПВН, «охотятся» на наши самолёты ВСУ, как раз по разведывательным данным, поставляемым им США и их союзниками, так что симметричный ответ здесь будет более чем уместен.

Несомненно, вышеперечисленные меры являются достаточно сложными для реализации – работу сети Starlink в регионе могут ограничить, так что оснащённые терминалами Starlink БЭК-камикадзе станут бесполезны. ПКР надо адаптировать к наземным ПУ, обеспечить их скрытное развёртывание и выдачу целеуказания, на ЗРК надо сажать наши экипажи, поскольку вряд ли хуситы смогут быстро освоить столь сложную технику.

Впрочем, как говорится, кто не хочет, тот ищет причины, кто хочет, тот ищет возможности. Существуют ещё несколько способов нанести ущерб США и их союзникам.

Например, можно осуществить поставку хуситам полсотни-сотню БПЛА-камикадзе семейства «Ланцет». Вроде бы последние версии имеют дальность порядка 60-70 километров, причём она может быть ограничена дальностью связи. Потенциально хуситы могут осуществлять запуск БПЛА-камикадзе с берега или даже с каких-то моторных лодок или катеров, а управление ими может осуществляться с российского судна, находящегося в этом районе, возможно, даже военного.

А что, поди докажи? Сколько уже времени США и их союзники обеспечивают атаки российских кораблей и инфраструктуры своими средствами разведки и связи? Мы же не сбиваем спутники Starlink из-за того, что украинские БЭК-камикадзе и БПЛА-бомбардировщики оборудованы терминалами связи Starlink?

Конечно, масса боевой части БПЛА-камикадзе семейства «Ланцет» недостаточна для нанесения серьёзных повреждений крупным надводным кораблям, однако возможность получения изображения с камеры на борту БПЛА потенциально позволяет обеспечить их наведение на наиболее уязвимые элементы корабля – рубку, полотна антенн РЛС, вертолёт (в случае его наличия на площадке). Кроме того, БПЛА-камикадзе потенциально могут быть использованы и для поражения вертолётов в воздухе.


В общем, цель применения нескольких десятков БПЛА-камикадзе семейства «Ланцет» – это максимальное лишение надводных кораблей из состава КУГ противника способности к отражению удара БЭК-камикадзе, «большими» БПЛА-камикадзе и ПКР, которые должны идти второй волной.

С этой же целью можно использовать продукцию КБ «Око» – их БПЛА-камикадзе «ПРИВЕТ-120» должен иметь дальность полёта порядка 250 километров и нести в качестве боевой части миномётную мину калибра 120 мм – эсминцу типа «Арли Берк» вряд ли пойдёт на пользу попадание 120-мм миномётной мины в рубку или в полотно РЛС. Кроме того, БПЛА от КБ «Око» оснащены весьма интересной системой управления с возможностью «подхвата», обеспечивающей полёт БПЛА по координатам ГЛОНАСС и инерциальной системы навигации на маршевом участке полёта и точное наведение оператором на конечном участке полёта по видеоизображению со встроенной в БПЛА камеры.


Выводы

До тех пор, пока США, Великобритания, Франция и другие страны Запада не начнут получать чувствительные удары по своим вооружённым силам и инфраструктуре, они не прекратят накачивать Украину всё более и более опасными для нас образцами вооружений, инструкторами и наёмниками, а возможно, перейдут и к фазе прямого участия в конфликте – вторжения.

Предлагаемый формат нанесения ударов по флотам вышеозвученных стран не является исчерпывающим, наверняка существует ещё множество способов нанесения ущерба США, Великобритании, Франции и другим странам, осуществляющим враждебную деятельность в отношении нашей страны.

Например, можно организовать поставку снарядов для реактивных систем залпового огня с кассетными и зажигательными боевыми частями для того, чтобы практически «стерилизовать» одну или несколько американских баз в регионе или осуществить подрыв оптоволоконных кабелей, расположенных на дне Атлантического океана в качестве «благодарности» за Северный поток.

Вопрос только в политической воле – победы нельзя добиться умиротворением противника, лишь его уничтожением, абсолютной беспощадностью, готовностью пойти на любые меры и применить любые средства для достижения победы.


Андрей Митрофанов

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.6 (всего голосов: 22).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА