Всякое государство существует до тех пор, пока действует хотя бы одно из трех условий:
– традиция многовекового совместного существования под одной властью. Прежде всего монархической. Или республиканской, базовые основы которой не меняются на протяжении нескольких поколений;
– общественный договор, то есть свод писаных и неписаных правил, которые должны соблюдаться на всех территориях и всеми проживающими там сообществами людей;
– все без исключения соседние государства и великие державы не возражают против того, чтобы то или иное государственное образование существовало и управляло своим населением.
В случае Украины о государствообразующей традиции говорить не приходится. Из прошлого мало что подходит: ни сомнительное происхождение Центральной рады, ни столь же спорное во всех отношениях избрание гетмана Скоропадского, ни петлюровская Директория с ее погромами и национальными экспериментами не могут стать оправданием для существования государства. И уж тем более невозможно считать государствообразующей деятельность ОУН* с ее идеей геноцида всякого неправильного населения.
Бандеровщина не только сама по себе деструктивна и преступна в своей основе, но и тесно связана со служением Гитлеру, которого, как известно, история отвергла вместе с нацизмом, что видно по материалам Нюрнбергского и других судебных процессов. Что же тогда остается? Опыт Российской империи и УССР в составе СССР, когда люди на территории современной Украины жили в одном государстве с остальной Россией и сохраняли мир и согласие между собой.
Общественный договор, на базе которого Украина получила право на независимую государственность, базируется на двух декларациях: Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года и Акте провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 года. В них заключаются те условия, при которых и граждане, и представляющие их местные элиты соглашаются жить под одной крышей. Когда же эти писаные и неписаные правила не просто нарушаются локально, но перечеркиваются нормативной базой и повседневной практикой, государство как единое целое теряет право на существование. Что же это за правила? В декларации о суверенитете четко написано: «Украинская ССР обеспечивает равенство перед законом всех граждан Республики, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств».
И далее там же: «Украинская ССР самостоятельна в решении вопросов науки, образования, культурного и духовного развития украинской нации, гарантирует всем национальностям, проживающим на территории Республики, право их свободного национально-культурного развития».
На базе этих постулатов создавалась, пусть и непоследовательно, система законов и нормативных актов, а в 1996 году была принята Конституция Украины. Гражданский мир, построенный на балансе ценностей и интересов, в целом сохранялся. Киеву приходилось мириться с историческими и этнокультурными особенностями подчиненных ему регионов и сохранять баланс между ними.
В 2014 году власть в стране захватила коалиция группировок, которая не просто отрицала эти постулаты, но показала свою готовность уничтожить их вооруженным путем и свершить геноцид всех, кто не подпадает под их идеал «настоящего украинца». Она не только окончательно разорвала этот самый общественный договор внутри страны, но и сделала существование Украины крайне некомфортным, мягко говоря, для ее соседей.
Государственный переворот 22 февраля 2014 года был проведен при поддержке США и стран Евросоюза без учета интересов России. При таком положении дел Виктор Медведчук (а он десятилетиями был одним из тех, кто и поддерживал общественный договор, и участвовал в международной легитимации украинской государственности) констатирует, что «Янукович был последним законным президентом Украины. Выборы 2014 и 2019 годов являются нелегитимными». Тогда голосования проходили уже после попрания того общественного договора, который был заключен в 1990-1991 годах и выполнялся до Майдана 2004 года в целом, хотя и неточно в деталях.
Между переворотами, несмотря на сильное желание националистов его разрушить, а западных игроков – направить политику страны против России, благодаря примерному равновесию сил на Украине и вокруг нее, не доходило до кровавого противостояния и уничтожения этнокультурного и религиозного разнообразия на этой территории.
И Порошенко, и Зеленский, придя во власть, целиком и полностью приняли правила игры, предложенные бандеровцами. Фактически из русского и еврея они превращались в проводников идей и смыслов, высказанных идеологами геноцида – от Михновского и Донцова до Тягнибока и Фарион.
Эти выборы, помимо того, что проходили далеко не на всей международно признанной территории Украины, несли на себе печать запрета и преследования. Тысячи людей пострадали от действий СБУ при полном попустительстве международной общественности. Только за инакомыслие было возбуждено более 25 тыс. уголовных дел.
В Донбассе военные и парамилитарные формирования занялись неприкрытой охотой на мирное население. Те зверства, которые испытали на себе жители Одессы и Мариуполя, Купянска и Изюма, вообще за гранью разума.
В 2015 году на Украине был принят закон «О правовом статусе и памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке», в котором петлюровцы и бандеровцы объявлены национальными героями. Таким образом, геноцид прошлого объявлен подвигом, его практики были узаконены и приняты в качестве образцов для подражания. Эта политика памяти не только оскорбительна для значительной части населения Украины, но и абсолютно недопустима для России и Польши, а также не потерявшей память еврейской общественности.
С 2014 года форсированными темпами пошла активная украинизация всех форм жизни. Захватившие власть националисты начали с того, что отменили закон о региональных языках. На уровне кадровых решений, введения процентных норм в СМИ и учебных программ, возможности русскоговорящих людей постоянно уменьшались. Гарантии «свободного развития и использования русского языка», провозглашенные в ст. 10 Конституции Украины, полностью забыты. Принятие с 2018 года и позже законов об образовании, языке и национальных меньшинствах привело к запрету любого публичного использования русского языка. Подобные меры касались также венгерского и румынского населения, что не могло не вызвать реакции в Будапеште и Бухаресте.
С 2017 года проводится политика уничтожения канонического православия как с помощью того же СБУ и других государственных органов, так и при участии константинопольского патриарха Варфоломея и чиновников Госдепартамента США.
В ситуации полного попрания прав русскоязычного и православного населения, а также физического уничтожения его говорить о легитимности Украины как единого целого невозможно. Любые разговоры о том, что будет на территории, которую ныне занимает Украина, имеют содержательный смысл. Это может быть как полная ликвидация государственности и раздел территории соседними странами (как случилось с Речью Посполитой в конце XVIII века), так и частичный раздел и переучреждение власти на части земель под жестким контролем заинтересованных стран (как поступили с Германией в 1945 году).
В любом случае Украина Порошенко и Зеленского уйдет в прошлое. Вопрос только о сроках.
*организация запрещена в РФ
Дмитрий Губин, ВЗГЛЯД