Продолжаем доклад ровным голосом из Курской области. Никаких душераздирающих новостей нет и пока не предвидится, из двух муниципальных районов региона идёт более-менее организованная эвакуация, прибывающим к нам в помощь волонтёрам — нижайший поклон, неравнодушным людям огромной страны, собирающим тонны полезного, питательного, лекарственного, тёплого и нужного беженцам — до земли троекратно.
Почему вывозят мирных жителей? Тут профессиональные нервные граждане в Сети волну фекальную подняли, мол, к сдаче готовят. Срамными словами не буду сыпать, скажу так: когда густонаселённые города и сёла попадают в радиус действия систем наземной артиллерии противника, их положено эвакуировать. Дабы войска не метались по своим ближним тылам, разгребая завалы и спасая выживших. А занимались штатной боевой работой, ныне подпадающей под определение «изоляция района боевых действий» действиями тактической авиации, ударных беспилотников и артиллерии.
С целью воспрещения подхода резервов ВСУ, срыва текущих боевых задач, ограничения манёвра заведёнными в Курскую область силами и средствами. Количество уничтоженной боевой техники, если честно, поражает воображение, наколотить за 10 суток более сорока танков и три сотни бронемашин всех типов (БМП, транспортеры, ББМ), сотню грузовиков и пикапов, установки ЗРК, РСЗО и всего остального по мелочи — это любопытный результат, раскрывающий часть оперативного замысла нашего командования. Не буду опережать события, речь сегодня о другом.
Второй вопрос провокаторов и паникёров: что с двумя-тремя днями, за которые 7-го августа начальник Генерального Штаба генерал армии Герасимов пообещал очистить Курскую область Верховному. Комментировать здесь нечего, поскольку противник непрерывно наращивает группировку своего рейда, от первоначальной тысячи налётчиков ворвавшихся авангардов — разросся до двенадцати тысяч минимум. А количество только верифицированных Минобороны РФ потерь позволяет говорить о масштабах проводимой операции и её характере. Уже сообщал — это рейд.
В лучших традициях колониальной войны, поскольку попытка продвинуться на двух главных направлениях полноценными оперативными манёвренными общевойсковыми группами (ОМГ) закончились грудами битой техники и сожжёнными колоннами. Оперативная группировка вторжения рассыпалась на две тактические: диверсионно-разведывательную с привлечением ББМ (боевых бронированных машин) и закрепления, сегодня роющую курские чернозёмы кротами, стремясь создать новую линию фронта. А через границу тонкими ручейками непрерывно поступают разношёрстные резервы, номера прибывающих бригад уже ввели в заблуждение нашего многовекторного союзника Лисандра Грыгорыча, он их 35 насчитал.
Неправда, собранные воинские части не являются полноценными воинскими частями, называются «бригадными формированиями» разной численности (порой всего до двух-трёх отдельных рот с усилением), представляют из себя бригадный резерв стоящих по всему фронту соединений.
Корректно говорить о примерно пяти полноценных бригадах ВСУ, остальное — надёрганные с бору по сосенке тактические группы, действующие в едином замысле командования. Но их много, они прибывают непрерывно, вполне успешно восполняют текущие потери рейда.
Основная часть примчавшихся резервов размещается на территории Сумской области (и поражается нашими ВКС с указанием населённых пунктов и номеров частей), что говорит о... полностью оформившемся оперативном районе боевых действий с уставной глубиной размещения войск. На человеческий язык с военного птичьего — рейд остановлен более чем полностью (попытки мечущихся ДРГ нащупать стыки подразделений в нашем главном рубеже не в счёт), идёт оборудование полос обороны под непрерывным огневым воздействием с нашей стороны.
Простые упражнения с линейкой, транспортиром, топографической картой и Боевыми Уставами говорят: противник преодолел полосу «охраны государственной границы» (не путать с «обороной»), прошёл уставные 15 километров необорудованного инженерными и минными заграждениями предполья. Где почти не было войск прикрытия, обязанных активной обороной остановить и обескровить наступающих, как было образцово-показательно продемонстрировано на Запорожье летом 2023-го года. Почему так произошло в курском «заповеднике мирной жизни» — вопрос открытый к бывшему и нынешнему руководству региона, пусть Верховный разбирается.
Кризис был преодолён на четвёртые сутки, как рейд завяз на первой линии главного рубежа нашей обороны, отстоящего от государственной границы на положенные 15-20 километров, а пока шло уплотнение боевых порядков силами прибывающих резервов — противник постарался шилом десятков мелких «рейнджерских групп» и ДРГ расшатать кирпичную кладку хоть где-нибудь. Дабы рискнуть ввести в бой соединения прорыва.
Не срослось, темп был потерян, а район боевых действий начали надёжно изолировать действиями тактической авиации в оперативном тылу на территории Сумской области. Так появился новый участок линии фронта, первый эшелон рейда можно считать уничтоженным, ввод резервов — несостоявшимся. А простые вычисления по законам военной математики позволяют говорить об общем составе и численности группировки, отряженной Киевом на странную операцию, не имеющую оперативного значения, если помнить о происходящем на Донбассе. Безостановочно идущую, если что.
Итак, в наступление бросили дивизию численностью до 15-ти тысяч человек, придав ей 120-150 танков, порядка трёх сотен бронетранспортёров и БМП, целую орду «мотоциклистов» (боевые легкобронированные машины), до трёх сотен систем наземной артиллерии (ствольная и РСЗО).
Очень серьёзная механизация ударной группировки, вот почему недоумённо чешет под шлемом генерал Апти Аронович Алаудинов, не видевший подобного за два с половиной года боевых действий. Если взять данные по боеготовым оперативным резервам куренного атамана Сырского — это без пяти-семи тысяч всего имеющегося в его распоряжении «войскового запасу», остальные десять-двенадцать свеженаловленных бригад не прошли подготовку, не вооружены по штатам. А брошенные в бой — спешно доукомплектованы маршевыми ротами, если верить показаниям пленных, попавшим в открытый доступ.
С какой целью пан гетман и его хозяева-стратеги из Рамштайна решили угробить эти бесценные оперативные резервы — пусть более искушённые люди рассуждают, но подобная авантюра пока смотрится рискованной игрой на последнее исподнее и башмаки с риском получить гигантскую пробоину на донецком фронте и сокрушительное поражение на стратегическом уровне.
Хорошо, с военной точки зрения, курский набег рассматривать бессмысленно, он имеет ценность, если вскоре будет нанесён основной удар на другом оперативном направлении. На каком? Вообще без разницы, поскольку закончится тем же, безумными потерями атакующих.
«Старая линия» фронта новых регионов России подготовлена к любым сюрпризам в несколько эшелонов, а звонкая оплеуха в курском приграничье под Суджей заставит военно-политическое руководство страны пересмотреть свои «договорённости» с нашими заклятыми партнёрами о неприкосновенности границ России 1991-го года. «Санаториев» больше не будет, как и стукающей кассы региональных рантье, не позволяющих военным из колосящихся полей создавать минные, как того требует суровая наука.
Украинские политики что-то мычат об «улучшении переговорных позиций», если начинают рассуждать о набеге на Курскую область. Полностью согласен со многими экспертами, проводящими параллели с попыткой кайзеровской Германии выйти к Парижу в 1918-м на последних ресурсах без всякой надежды на стратегический успех. Или бесноватого фюрера устроить трюк с окружением основных сил союзников рождественских дней 1944-го в Арденнах, дабы начать переговоры на «выгодных условиях».
Ровно так же можно рассматривать неподготовленное наступление РККА под Харьковом в 1942-м, когда товарищ Сталин тоже хотел укрепить свою «переговорную позицию» на предмет большей активности США в вопросах военной помощи и открытии «второго фронта». Всегда подобные операции, не опирающиеся на реально существующий военно-технический и материальный потенциал, заканчивались разной степени разрушительности катастрофами. Курская авантюра пана гетмана из этого же раздела, «не победить, но напугать» и поскорее на волне общемирового чрезмерного хайпа и мизерных оперативно-тактических результатах... сконструировать очередную дешёвую пиар-перемогу. На которую повелись наши псевдо-военкоры и блогеры.
Операция дивизионного уровня на огромном протяжённом фронте, где друг против друга сражаются в первых двух линиях по пятьсот тысяч бойцов с невероятным количеством средств поражения — дешёвый перфоманс, но не операция из учебника по военному делу. Поэтому результатов и не достигла. И не достигнет. Даст лишь ещё возможность совершить всемирный тур «Протянутая рука» с требованием «Дай!»... это без вариантов, так и будет.
Создать информационным фоном угрозу «ядерного терроризма», попытаться разменять Курскую АЭС на Запорожскую — тоже может быть. Или захваченные квадратные километры Курской области на другие Слобожанщины, таки-да, готов поверить даже в такое. Если логика наших заклятых партнёров укладывается в подобные «переговорные позиции», мне их жалко. Поскольку попытка пройти через честную линию фронта Специальной Военной Операции у них закончилась годом раньше залпом в рейтузы, а захватить необорудованную линию обеспечения госграницы и после этого с Путиным разговаривать с позиции силы — нужно быть хрестоматийным Д”Б.
Не готов был опускаться до уровня нейронных связей клинических имбецилов, рассуждающих о подобном переговорном процессе, но... придётся заставить себя. В оправдание лишь могу констатировать, что противоположная сторона действует в логике «победителей не судят». А что есть победа — расскажет CNN и вся дрессированная мистером Мэрдоком пропагандистская рать сотен мейнстримных медиа. Доставшая публикации осени 2022-го года в попытке убедить досужую публику: происходит блестящая операция по выдавливанию русских из Харьковской области теми же методами. Рейдовых групп по классической неоколониальной тактике «рейнджерского набега».
Аплодисменты. Нашли участок границы в «договорняке неприкосновенности» конституционных территорий, заняли квадратные километры и десяток-другой населённых пунктов, угробили на заднем дворе настоящего фронта все боеготовые оперативные резервы... дальше что? Приглашение выстроить новый участок фронта? Прекрасно, давайте играть с Великой Россией в такие игры, у которой (очень надеюсь) достанет политической воли позатыкать грязные рты интернет-паникёрам, отселить мирное население из угрожаемых районов, дать военным делать свою работу без оглядки на стучащую кассу земельных рантье и «эффективных менеджеров» в администрациях.
Вопрос райцентра Суджи всех беспокоит... как жителя Курской области — тоже волнует, но есть холодный рационализм и цинизм воинского ремесла, уж простите. Служивый не мыслит категориями государственно-административных границ, на то есть политруки и профессиональные политики, понимающие глубокий символизм пограничного номерного столба. Пока предложу абстрагироваться от подобных призывов, поскольку боевая работа происходит по водоразделам, господствующим высотам, линиям коммуникаций. С огромными «серыми зонами», которые стороны не спешат закреплять за собой по причине бесполезности расходования войск на негодные задачи.
Как только противная сторона решится на подобный безумный шаг – получит очередные «Крынки» с утилизацией поступающих резервов конвейерного масштаба. Поскольку плацдарм не имеет «оперативного продолжения», если... не собираешься организовать наступление на Москву, конечно. Со стратегической точки зрения операция ещё более бредовая, поскольку сил для закрепления захваченной земли нет в наличии, а на донецком фронте наметилась отчётливая катастрофа. На удачу... пока не свершённая из-за недостатка наших сил для решительного прорыва и выхода на оперативный простор. Или по другим причинам, у нас же не война как-никак, СВО. Шляются кто ни попадя, ездит что ни знаемо...
Поэтому на предмет Суджи скажу обидные и ранящие многие сердца слова: если райцентр понадобится сдать – его сдадут. Для установления понятной и логичной с точки зрения военной науки линии обороны. А потом будут думать и прикидывать, с какими затратами сил и средств его изолировать для похода вражеских подкреплений/ресурсов, блокировать и проводить зачистку. Такая операция потребует обязательный заход на территорию Сумской области, по-другому никак, смотрите на карты и зубрите уставные нормативы наступательных операций. Но дело повернулось так, что никто пока Суджу сдавать не намерен из политических соображений текущей обстановки.
Нужно понимать совсем другое: группировка рейдового вторжения может насчитывать 15 тысяч, но в передовых эшелонах (кто стреляет, если на человеческий язык) находится третья часть, остальные «обеспечивают». Чтобы закрепить захваченное – потребуется не менее тридцати тысяч в первом эшелоне, пятнадцати – во втором и ещё резерв оперативный. С мощными инженерными укреплениями и артиллерийской группировкой.
Найдёт пан гетман столько сил и средств? Не знаю, он уже ввязался в драку, пусть выскребает, прогнозы давать из жесткого кресла советской мчащейся по колдобинам просёлков «буханки» не готов давать. Но судя по характеру сражения в приграничье – противоположная сторона избегает прямого боя, мельтешит малыми рейдовыми группами и старается обозначить видимость атакующих действий. Именно «обозначить», теряя мобильные группы с бронетехникой, колонны снабжения, драгоценные комплексы ПВО и РСЗО. При этом по-настоящему окапываясь лишь на Сумщине, эвакуируя население почти полутора сотен поселений с театра боевых действий.
Выводов по текущей обстановке не будет. Во-первых, из пыльного вездехода видно совсем чуть, а во-вторых – растащить нашу группировку СВО у сечевых стрельцов не получилось, оперативный замысел рейда на Курскую область совершенно определённо раскрыт. Именно поэтому продвижение вглубь армейскими соединениями больше не предпринимается, ДРГ и тик-токеры возле дорожных указателей – не в счёт, бросьте смотреть всякую пакость.
И считать, что наскок на русскую деревню десятка упырей в пикапах под видеокамеру – это означает занятие населённого пункта. Налётчики городов не берут, чай не Средневековье. Попытка сунуть нос далее главного рубежа обороны с вклинением хоть на десяток вёрст будет самоубийством с точки зрения военной науки, пусть пытаются. А пока мы отселим мирняк (зла на него не хватает, у меня курочки-уточки и картопля не копана!), зачистим от ДРГ леса и приступим к настоящей боевой работе. Лишь бы за хлястик не прихватывали любители колосящихся полей, куда недопустимо совать какие-то возмутительные мины с противотанковыми надолбами.
Не нужно искать в приведённых рассуждениях попытку оправдания про...[censored] на всех уровнях, даже часть военных не собираюсь выгораживать. Повинны в рейде на Курскую область все, кто по должностным обязанностям имел возможность предугадать, предотвратить, обеспечить или вообще не допустить. От блиндажа неизвестного никому комбата сил прикрытия границы, до обитателей самых статусных кабинетов на Смоленской Площади, уверовавших в «договорённости» с партнёрами. Может быть, напраслину гоню, но выводов пока других не складывается, глядя приграничный заповедник «активной экономической деятельности» и всеобщего благоустройства.
Пока задача простая: отстоять выпавшую из основной полосы обороны Суджу встречными кровопролитными боями, не дать зайти на прочие необорудованные в инженерном отношении подступы трёх райцентров. Но государственную границу восстанавливать геройскими атакующими действиями – здесь воспротивлюсь внутренне. Нет больше границы никакой, а есть линия фронта священной освободительной войны.
По водоразделам, господствующим высотам, удобью коммуникаций, уставной проходимости территорий. Хватит играться в «санитарные зоны», пора читать классику военных действий. Где победа – это слом организованного сопротивления вооружённых сил противостоящего государства и его капитуляция. По причине невозможности продолжать борьбу по целому спектру объективных причин. От экономики военного времени – до собранного в боеспособные соединения мобилизационного ресурса.
Лично для себя обжигающей правды не требую, поскольку конец авантюры пана гетмана вижу совсем по другим параметрам, но... с простыми людьми по-человечьи можно уже научиться говорить? Дабы целый регион на дыбах не стоял в полном неведении. Это так, из окружающих наблюдений замечание.