Иногда в жизни бывает так, что дружба между людьми завязывается только после того, как один другому морду набьёт. Как-то, видимо, объединяет этот процесс людей. Роднит, что ли. Не всегда, конечно. Чаще стороны конфликта только сильнее ненавидят друг друга впоследствии. Но иногда происходит и наоборот. Сначала драчуны не здороваются, демонстративно отворачиваются в сторону. Спустя какое-то время начинают обмениваться лишь холодными приветствиями, а потом что-то ломается, и бывшие противники начинают дружить друг с другом чуть ли не семьями. Причём если бы драки не произошло, то и дружбы б не случилось. Тут ещё важно, как именно происходило набитие той самой морды. Если как издевательство, публичное унижение и намеренное желание изувечить на всю жизнь — это одно. Тут дружбы и впрямь не случится. А если как показательный урок, усмирение и нечто вроде наказания за проступок — это дело уже другое. Где-то такая история и случилась между Россией и Грузией.
Помните, как всё это было. Жаркий август 2008 года. День открытия Олимпиады. И вот грузины, накачанные американским оружием, под предводительством пана Саакашвили, получившего гарантии безопасности от наших «западных партнёров», напали на ни в чём не повинную Южную Осетию. Расчёт был на нерасторопность русских, а также на их нежелание омрачать Олимпиаду. Но тогда Россия немало удивила Запад, который лишь спустя несколько дней после окончания того конфликта, вошедшего в историю как пятидневная Олимпийская война, начал потихоньку делать какие-то заявления.
С тех прошло уже шестнадцать лет. Фактически выросло новое поколение людей. Помнится, российские оппозиционеры, либералы и прочие иноагенты верещали тогда, что теперь-то русские навсегда поссорились с грузинами. Вовеки вечные теперь не быть миру между этими странами, и как же в России теперь будут страдать без грузинского чая, винограда, вина, чурчхелы, хачапури и Кикабидзе. Но, как это всегда и бывает с либеральными пророчествами, случилось всё ровно наоборот. Вин в российских магазинах меньше не стало, чай, виноград, чурчхела и хачапури с рынков никуда не делись, а Кикабидзе хоть и хулил Россию гневно, но всё равно втихаря ездил в Москву и окрестности на проведение закрытых корпоративов. Потому что национальная гордость для некоторых хороша лишь до тех пор, пока она не начинает мешать зарабатывать деньги.
Но так-то да, отношения между Россией и Грузией охладели, чего уж. Но тут случилось как раз как в той пословице про балконы, падающие на обиженных. Россия ссору с Грузией уж как-нибудь да переживёт, а вот Грузии оказалось сильно сложнее: и туризм сломался и торговля. В и доселе небогатой Грузии стало жить ещё беднее. И весь букет всего этого экономико-политического соцветия привёл к тому, что некогда главный герой Грузии — пан Саакашвили — не сразу, а как-то постепенно, но всё же стал первым врагом всего грузинского народа. А новые политики, пришедшие к власти, нужно сказать, безо всяких майданов доходчиво объяснили электорату, кто такой Саакашвили и его окружение, какую роль сыграл Запад в общем и США в частности в доведении Грузии до войны и какую участь грузинам уготовили белые джентльмены с фарфоровыми улыбками в самом обозримом будущем.
Как сказал основатель нынешней правящей в Грузии партии «Грузинская мечта» Бидзина Иванишвили, один высокопоставленный западный чиновник предлагал им немного повоевать с Россией. Дня три, а потом можно разбегаться, рассчитывая при этом на помощь всея НАТО, конечно же. Предлагали это, к слову, бывшему премьер-министру Грузии Ираклию Гарибашвили. И если бы у господина премьера фамилия была Гарибчук или Гарибченко, или даже Гарибченский, то кто знает, какой ответ получил бы тот западный чиновник (по слухам, Майкл Помпео), но его фамилия была Гарибашвили, и он хорошо помнил, чем и как закончилась та история, когда грузины как-то решили «немножко повоевать».
Стало быть, произошёл тот редкий случай, когда, казалось бы, некогда наглухо упоротые ребята вдруг включили мозги, что-то вспомнили, погладили раненое, ещё не до конца зажившее место, и решили, что преподанный материал лучше всё-таки усвоить, чем корчить из себя героев.
И вот мы переводим взгляд немного западнее. В обиталище непуганых украинских бабуинов, в очередной раз решивших, что на этот-то раз их ставка на нового сильного западного хозяина окажется выигрышной. Ненавистные москали всё-таки будут наказаны за все те заводы, фабрики, шахты, электростанции, школы, больницы, мосты, жилые дома, дороги, авиацию, ракеты, военную технику и прочие достижения высокоразвитой цивилизации, созданные для Украинской ССР. Которая, как теперь пишут в бандеровских учебниках и говорят на бандеровском телевидении, страдала под невыносимым оккупационным гнётом. Украинцы, мол, всю жизнь хотели играть на трембитах и ездить в Польшу на уборку клубники, а не вот это всё: коммунизм, пятилетки и полёты в космос. Поэтому грузин на Украине презирают как сломленных и недостойных.
Упавший в яму с помоями коллективный евроукр избрал, как ему кажется, хитрую тактику, принявшись объяснять прохожим, что в яме очень уютно, да и что не помои это вовсе. А тех, кто прыгать за ним не пожелал, а это, собственно, все остальные, евроукр отчаянно ругает, напирая прежде всего на рабскую и трусливую сущность отказников.
Главный помойный заседатель — пан Зеленский — к той же Грузии постоянно выдвигал всевозможные претензии. То Саакашвили грузины должны отпустить, то «вернуть свои территории». Последнее, мол, «придаст больше потенциала нашей общей безопасности». Интересно, что сама Украина ничего не собирается возвращать ни Венгрии, ни Польше, ни Румынии ради той же общей безопасности и мира во всём мире.
Но грузины не ведутся. И для многих из нас это оказалось весьма удивительным. Ведь стереотип же был каким изначально? Таким, что грузины — это обезбашенные кавказцы, редко рождавшие у себя великих мыслителей, а вот украинцы — это ж русские фактически. Неглупые ребята, домовитые, пронырливые и блюдущие свою выгоду. Поэтому от кого-кого неприятностей нам и ждать, так это от горячих горцев, но никак не от степенных европеизированных русских. А получилось, как видим, совсем наоборот. Бытовая обывательская логика снова не сработала. Выходит, советские анекдоты нам врали. Не такие уж украинцы и хитрые, а грузины, по анекдотам вечно строптивые, взбалмошные и спорящие с армянами, как выяснилось, понимают в этой жизни побольше некоторых.
Уважаемый читатель, наверное, уже заготовил опровергающий аргумент. Что, мол, если бы евроукрам дали сейчас нормально проголосовать, то они бы тоже высказались за мир. Или что если бы на Украине вдруг власть взяла такая вот партия, как в Грузии, то и там бы порядок быстро наступил. Однако всё это откорячки в пользу бедных. Если бы Владимир Путин родился и жил на Украине, у него вряд ли был бы шанс стать тем, кем он стал. Или представьте на секундочку ситуацию, когда Владимир Путин вдруг становится президентом евроукров году эдак в 2000-м. С заседаниями в Верховной раде и прочими обязательными процедурами. Выйдет к народу, встанет перед микрофоном, захочет сказать что-нибудь умное: про темпы инфляции, борьбу с безработицей и что-нибудь в таком духе, — а ему бы из толпы «Ганьба! Гэть!», как это обычно на Украине заведено.
В том-то и дело, что в незалэжной в принципе не может родиться и сформироваться серьёзный государственник мирового калибра. На Украине нет и не может быть властной самостоятельной партии, внутри которой не будет постоянных склок и интриг и руководство которой не будет бегать за консультациями в посольство США. Фирменное украинское хатаскрайничество довело бывшую страну до той крайней стадии, когда никакие референдумы, никакие здравые мысли за мир и никакие попытки вырваться из оккупационных лап коллективного Запада невозможны. А фантазии на тему «ах если бы у Украины было, ах если бы Украине дали» — это как раз-таки очень украинская штука: мечты о том, что придёт кто-то со стороны и сделает так, чтобы всем панам и панночкам снова стало жить хорошо.
А у грузин получилось. Не факт, конечно, что «Грузинская мечта» устоит и сможет убрать вредную французскую бабку Зурабишвили, по какому-то недоразумению ставшую тамошним президентом. Не факт, что нынешние вялые уличные брожения не перерастут в нечто большее и не вернут вновь Грузию в американскую сферу влияния, но даже то, чего Грузия добилась сейчас, несоизмеримо больше, чем то, на что могут рассчитывать считавшие себя очень умными жители бывшей Украины.
То, что случилось недавно в Грузии, в смысле те самые парламентские выборы, это была победа взрослых, зрелых людей. И стариков. Молодёжь, как и положено молодёжи всего мира, имеет немного ума, но очень много амбиций и запросов, которые, на её — молодежи — взгляд, можно реализовать только в обнимку с Западом. То, что совсем рядом за забором буквально только что пытались реализовать это же и что из того вышло в итоге: какие амбиции и чьи запросы были реализованы, — молодёжь, часто не замечающая ничего дальше экрана смартфона под носом, не понимает. И теперь людям постарше нужно устоять перед малолетними, как бы это поделикатнее сказать… простофилями. Если победят старшие, в Грузии будет мир и развитие экономики. Если победят младшие, будет как на Украине. Грузины, а вы хотите, чтобы у вас было как на Украине?
Ну а в завершение позвольте немного помечтать и представить, что в будущем бывшая Украина станет эталонным образцом здравомыслия. Шутка ли, получить такую серьёзную прививку от глупости. Армия России уже немало сделала для обучения евроукров уму-разуму и, нужно полагать, сделает ещё больше для закрепления материала. И вся интрига вот в чём: при сохранении незалэжной в каких-нибудь границах начнёт ли тамошнее население демонстрировать само себе и всему остальному миру благоразумие и дальновидность или прививка от глупости долгого эффекта не возымеет, евроукры переболеют, после чего снова быстро возьмутся за старое? Это, конечно, вопрос вопросов, но пока что создаётся впечатление, что объёма лекарства, которого хватило бы на несколько Грузий, для Украины ещё категорически недостаточно. Терапию нужно продолжать, постепенно увеличивая дозу, что, как заявил на Совете Безопасности ООН господин Небензя, и будет сделано. Никаких Минских соглашений и никакой заморозки не будет, и не надейтесь.
К нашей всеобщей беде, а также к беде самих евроукров, последние раз за разом демонстрируют полный отказ от самообучения. Ничему их не научило американское позорище в Афганистане. Ничему не научила локальная война в Нагорном Карабахе. Ничему не научила война в Сирии. И никаких выводов они не сделали из дерзкой попытки Грузии в 2008 году ударить русского медведя по носу. Так получилось, во-первых, от зазнайства, во-вторых, от переоценки силы своих новых хозяев из НАТО. Словом, классическая картина для украинских патриотов. Но теперь за них взялись так, как не брались уже очень давно. И если после всех этих отрезвляющих процедур на оставшейся Украине, доведись ей сохраниться в каких-то границах, не появится нормальная миролюбивая и не заискивающая перед Западом власть, то тогда останется только руками развести. Развести и пожалеть, что украинская государственность выжила. Впрочем, насчёт последнего это ещё вилами по воде писано. Ибо чем больше у евроукров упрямства, тем меньше у них территорий, а поскольку упрямства этим ребятам не занимать, есть надежда на то, что СВО завершится действительно большим праздником.
Сергей Донецкий,
специально для alternatio.org