«Гиена Европы» накануне тысячелетнего юбилея вновь чувствует запах падали

_______________




Изображение: © РИА Новости / сгенерировано ИИ


Польша снова отмечает круглый юбилей — и снова расколота этим юбилеем на непримиримые лагеря. Как и шесть десятков лет тому назад. Вроде бы все изменилось за эти годы, но при этом ничего не меняется!


Считается, что 18 апреля 1025 года в тогдашней столице Польши — городе Гнезно (по другим данным, в Познанском соборе) состоялась коронация Болеслава Храброго, ставшего первым польским королем. Казалось бы, 1000-летний юбилей столь значимого в истории государства события должен объединить людей из разных политических лагерей. Но это точно не для Польши, тем более не для предвыборной Польши.

Все это там проходили в 1966 году, когда католическая церковь в социалистической Польше решила отметить 1000-летие крещения, провезя по стране главную святыню поляков — так называемую Черную Мадонну (Ченстоховскую икону Божией Матери). Власти встревожились массовостью мероприятий, запретили провоз иконы и решили ударить по религиозным торжествам своим гражданским юбилеем, объявив год 1000-летия польской государственности. На любые ухищрения шли тогда коммунисты, чтобы оттенить церковные мероприятия: была объявлена программа «1000 школ к 1000-летию польского государства», проводились концерты и спортивные праздники. Говорят, даже хотели устроить грандиозный концерт группы Beatles, чтобы переманить молодежь. И конечно, разошлись в датах: церковь настаивала, чтобы гулянья устраивать в мае, а власти убеждали в необходимости отмечать в июле.

Сейчас практически та же картина. Просто противостояние Католическая церковь — коммунисты сменилось на не менее жесткий раскол между либералами, находящимися у власти, и оппозиционными правыми партиями. «Гражданская коалиция» Дональда Туска долго критиковала партию «Право и справедливость» за то, что та, будучи во власти, уделяла слишком пристальное внимание истории и тратила значительные бюджетные средства на разные юбилеи. Попав во власть, либералы попытались уйти от этих традиций, а потому ничего особо и не планировали к юбилею.

Этим воспользовались правые, подвергнув жесточайшей критике власть и обвинив ее в «продаже национальных интересов» и «онемечивании» (надо заметить, что патриоты одновременно отмечают 500-летие так называемого Прусского оммажа — принесения присяги Тевтонского ордена польской короне). В итоге сторонники ПиС в прошлую субботу устроили в Варшаве большой митинг и торжества, сопровождавшиеся массовым исполнением полонеза в национальных костюмах. Само собой, праздничное мероприятие плавно перетекло в предвыборный митинг кандидата в президенты от ПиС Кароля Навроцкого, который, согласно всем опросам, идет вторым в предвыборной гонке (первый тур голосования состоится 18 мая).

Поняв, что оппоненты перехватывают инициативу, власти (совсем как в 1966 году) в срочном порядке бросились устраивать свои торжества. Премьер Польши Дональд Туск буквально накануне марша оппозиции выступил с обращением, пообещав устроить «народный пикник» с концертом и «самым большим шоу дронов, какого Польша еще не видела». Ну чем не попытка польских коммунистов призвать Beatles в помощь! Сначала правительство хотело подгадать праздник под выборы в мае, но в итоге решило поторопиться, объявив мероприятие уже на 26 апреля.

Сейчас в информпространстве Польши идет невероятная битва взаимных обвинений и претендующих на историчность нарративов. Оппозиция заявила, что на их мероприятии с полонезом было больше 100 тысяч поляков, а власти Варшавы, мэр которой Рафал Тшасковский является лидером опросов в президентской гонке, доказывают: не более 20 тысяч. Туск попытался повеселиться над оппонентами, поблагодарив их за то, что они постоянно скандируют его имя (поди разберись, в самом деле, какого Дональда сейчас имеют в виду митингующие). В ответ оппозиция обвинила его в «нервной реакции» и «инфантилизме».

Раскол и взаимные обвинения по мере приближения юбилейных торжеств в Польше только усиливаются. Главный редактор журнала Polityka Ежи Бачинский сетует по этому поводу: «Политика давно лишила нас общей исторической памяти и радости национальных праздников. Предвыборная кампания еще больше углубляет поляризацию, а Храбрый, говоря простым языком, очень удобен для разъединения поляков… Фигурой первого короля манипулировали почти с самого начала нашей историографии; он был втянут в предвоенный спор между национал-демократами и санационной партией, во времена Польской Народной Республики он был включен в пропагандистские сюжеты о возвращенных территориях, извечном немецком враге, моральном превосходстве Востока над Западом». Вот и сейчас Бачинский предвидит итог торжеств: «Каждый уйдет со своим Болеславом».

Но Туску, Тшасковскому и всей их компании проевропейских либералов показалось мало отнять у правых исторический юбилей. Они сами буквально на глазах «правеют» и чуть ли уже не говорят лозунгами Дональда Трампа. Во всяком случае, именно так многими воспринята сенсационная речь польского премьера на Европейском форуме новых идей, в которой он призвал к «реполонизации экономики» и отказу от «наивной глобализации».

Как метко заметил польский политолог Адам Виломский, «когда либерал-космополит говорит о реполонизации экономики, вы понимаете, что выборы стремительно приближаются».

Речь Туска действительно стала громом среди ясного неба и для его левых партнеров по коалиции, и для правых, которые поняли, что оппоненты пытаются играть на их патриотическом поле. «Пусть Туск начнет реполонизацию с себя. Сначала — Польша! Всегда, а не только перед выборами», — написал разгневанный Навроцкий.

Но не меньшую панику позиция Туска (да и вообще правительственных чиновников Польши) вызвала на Украине. Накануне многих шокировали претензии заместителя министра сельского хозяйства Адама Колодзейчака на порт Одессы и украинские сельхозугодья. Многим это показалось хулиганской выходкой бывшего профсоюзного деятеля, собственно, пришедшего в политику на антиукраинских акциях фермеров. Но речь Туска развеяла сомнения: Польша действительно вспомнила о своей функции «гиены Европы», почувствовавшей у своей юго-восточной границы отчетливый запах падали и решившей поучаствовать в циничном «конкурсе эгоистов на мировых рынках и фронтах войны». Читай: в разделе тех, кого Туск по инерции еще называет «украинскими партнерами».

Конечно, надо понимать, что после выборов риторика и правых, и левых в Польше снова изменится. Но неизменным останется одно: постоянный раскол. Который длится уже более тысячи лет.

Владимир Корнилов, РИА Новости

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 14).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

_________

________________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА

_________

______________