РИА/Евгений Биятов
За 21 день разведгруппа заполучила информацию, передаваемую противником по радиостанции, одного укронациста взяли в плен, 25 человек уничтожили.
Разведывательный батальон 35-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады группировки войск «Центр» решил воспользоваться ранее успешно отработанной тактикой и вновь зайти в тыл к противнику через поле. Заместитель командира разведбатальона по военно-политической работе капитан с позывным «Багай» рассказал корреспонденту «Красной звезды» о действиях личного состава вблизи населённого пункта Николаевка ДНР.
Разведгруппа в составе трёх человек незаметно перебежала поле, несмотря на то что оно и все подступы к нему контролировались противником круглосуточно с неба.
– Я на тот момент ещё был командиром роты. «Давайте, мужики, надо сделать рывок», – сказал я. И вот группа зашла в лесополосу, в конце которой находился небольшой опорный пункт, а в нём четверо военнослужащих, – вспоминает «Багай» о первых минутах работы личного состава.
– Они абсолютно тихо подошли со спины без какой-либо артподготовки. Я им дал команду кинуть гранату и предложить вэсэушникам сдаться. Что они и сделали. На видео смотрю и вижу, как один поднимает руки вверх, а трое разворачиваются на ребят с автоматами. Парни соответственно на месте их ликвидировали и замаскировали листвой, чтобы тел не было видно, – продолжает замполит и обращает внимание на то, что поднявший руки был командиром отделения.
У всех четверых изъяли радиостанции, что дало им возможность не только следить за перемещениями врага, но и использовать полученные данные в своих интересах. Старшего взяли в плен и отвели к нему же в блиндаж: «О нас противник в курсе не был, потому что доложить о наших действиях укронацисты не успели, а сами себя в тылу они наверняка не наблюдают с неба».
Не откладывая на потом, парни опросили Сергея Сергеевича – так звали командира отделения, сдавшегося в плен. Они выяснили, из какой он воинской части, номер бригады, как часто происходит ротация: «Жалкий вэсэушник чуть ли не в слезах рассказывал о том, что смены подразделения уже не было месяц, хотя изначально им говорили о необходимости заехать сюда на семь дней».
– Больше четырёх недель мы здесь на позиции, никто и не думает нас менять. Нам просто доставляют подвоз на «Бабе Яге». В сумерках она прилетает и скидывает коробку с едой, водой, запасными батарейками. Также могут положить чай, кофе, сигареты. Что заказываем, то и присылают, – рассказывает военнопленный Сергей Сергеевич.
Парни из разведгруппы сняли с уничтоженных противников куртки, надели серый камуфляж на себя и уже оборонялись под видом вэсэушников. Теперь, когда прилетали украинские дроны для разведки либо для доставки груза, наши парни спокойно могли выходить и оставаться незамеченными.
– Единственное, я им говорил внимательно смотреть каждый раз под коптер, чтобы там не оказалось какой-нибудь мины или гранаты. Минут через двадцать парни вышли на связь и сообщили, что заказали через нашего теперь «союзника» еды, воды и медикаментов, – продолжает «Багай».
Этим же вечером прилетела «Баба Яга» и скинула коробку, в которой было несколько бутылок воды, чай, банка мёда, лекарства, еда: «В основном всё было консервированное: тушёнка, паштет. На каких-то банках было на английском написано, на каких-то – на немецком». И вот тогда наши парни вошли в кураж. Они были в восторге от того, что успешно ворвались в тыл, к тому же теперь противник их кормит, поит и лечит.
Радиостанции противника постоянно прослушивались, и наши парни знали о маршруте передвижения их техники, а также о том, что в соседнем населённом пункте идут бои: «Вэсэушники сообщили о большом количестве раненых и желании уйти оттуда, просили эвакуацию».
«Багай» передал по рации, чтобы бойцы выяснили у «союзника» наличие боеприпасов.
– Он им показал, где находятся одноразовый американский гранатомёт и чешские мины. А как взводятся они, не знал. Когда их привозили, ему сказали, что выйдут на связь и объяснят правильность установки и взвода, – говорит «Багай».
Замполит запросил у парней модель и в интернете нашёл инструкцию. Его удивил тот факт, что на украинском канале русскоязычные ребята проводили тест-драйв этой мины и наглядно всё объясняли.
– Я передал своему старшему разведгруппы информацию, как правильно взводить. Объяснил им, чтобы они спокойно вышли, как свои, выставили три мины и обязательно присыпали их листвой. Вскоре должна была подойти долгожданная ротация, которую ждали вэсэушники месяц, – рассказывает «Багай» и добавляет, что дал установку разведчикам встретить укронацистов как положено.
И вот машина подъезжает. Она не успевает доехать до мин, как старший разведгруппы с позывным «Джав» выстреливает из одноразового гранатомёта и попадает чётко в лобовое стекло. Машина загорается, один всё же успел из неё выбежать и рванул по полю.
– По нему наши парни быстро из автоматов отработали, водитель погиб на месте с экипажем внутри, – делится успехами разведгруппы «Багай».
Чтобы определить частоты радиостанции противника и иметь прямой доступ к их информации, нужно было придумать, как забрать одну из раций у парней, находящихся в лесополосе.
– Мы взяли обычную бутылку, вырезали там окошко для рации, заодно положили несколько пачек сигарет для тяжести. Ребятам сказал, чтобы встречали коптер с привязанной полторашкой, – объясняет придуманный план «Багай».
Когда получили рацию, её передали командиру батальона. С того момента у военнослужащих был доступ к переговорам противника. И уже командир части, начальник разведки, комбат были в курсе обо всех действиях вэсэушников, что облегчило во многом задачу.
– В один из дней мы вновь узнаём о предстоящей ротации в точке, где были уже не украинцы, а наша разведгруппа. По эфиру сообщили, что идут шесть человек, передают: «Мы подходим, встретьте нас». Ну раз они сами попросили, то пришлось встретить нашим разведчикам как полагается. Они шли чётко в один ряд, в один ряд их всех и положили, – рассказывает «Багай».
Парни вновь по отработанной схеме замаскировали тела и забрали импортное оружие: «Автоматы Калашникова нас не интересовали. У нас их тоже хватает. Было интересно найти что-то иностранное. Парни набрали ножей, гранат, даже автомат чешский вытянули».
По словам «Багая», так происходило несколько раз: приходила ротация, наши разведчики встречали вэсэушников, ликвидировали, забирали оружие, присыпали листвой. В общей сложности в течение трёх недель отстреляли 25 человек и продолжали оставаться незамеченными.
Во всём этом, признаётся капитан, заслуга пленного, который был переводчиком для разведгруппы: «Он постоянно выходил на связь на своё командование, плакался им, спрашивал, когда его поменяют, почему до него никто не доходит». Сам же Сергей Сергеевич был доволен, понимал, что уже скоро его выведут русские и он поедет в плен: «Лучше уж у вас в плену отсидеться, чем воевать непонятно за что и погибнуть».
В ответ на жалобы он получал лишь оправдания. Вэсэушники его просили потерпеть ещё немного, уверяли, что уже набирают группу, что ещё чуть-чуть и заберут его. В качестве утешения выслали бедолаге Сергею Сергеевичу лимонад и конфеты в надежде, что это скрасит его времяпрепровождение.
В одну из ротаций прибыли пять человек. Четверых наши парни ликвидировали, а один успел убежать. «Багай» рассказывает, что, пока он бежал, успел передать по радиоэфиру информацию о русских: «Лишь на двадцать первый день они узнали о нас, всё это время мы водили их за нос». В конечном итоге пятого тоже уничтожили, но уже другая разведгруппа, которая подходила на усиление к нашим бойцам.
В этот же вечер вместо очередного подвоза воды и еды вэсэушники начали сбрасывать мины. Они не понимали, в какой именно норке сидят русские, поэтому просто обкидывали участок: «По итогу парням удалось выйти втроём с этой точки затвора. Пленного свои же ранили во время сброса мин». Не дождался Сергей Сергеевич плена, и его мечта остаться в живых так и не сбылась.
– Наши разведчики помогли не только батальону, бригаде. Они помогли всей нашей армии. Мы узнали, когда и куда поедут вэсэушники, во сколько и в каком направлении они направят коптеры. Также мы узнали позывные командиров, что в дальнейшем поможет нашим военнослужащим при выполнении боевых задач, – подытоживает «Багай», отмечая колоссальную работу парней всего за три недели.
Автор: Даниил КОНСТАНТИНОВ, «Красная Звезда»
Группировка войск «Центр»