Современным политикам есть чему поучиться у Богдана Хмельницкого

Виктор Мартынюк

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Фото с сайта wikipedia.org
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Фото с сайта wikipedia.org

Юбилей Переяславской рады напоминает о неминуемом воссоединении Большой, Малой и Белой Руси

Вот он — настоящий праздник для всех ревнителей единства России и Украины. Ровно 360 лет назад Украина сделала свой исторический выбор, присягнув российскому государю. И по прошествии трех с половиной веков хотя бы можно заключить, что с карты мира государство это не исчезло. Этот аргумент материальный, а вот сохранится ли Украина как государство будучи евроинтегрированной — уже размышления из области политических вероятностей...

Переяславская рада обращает на себя внимание и как пример чистой, если не сказать - по-хорошему наивной демократии: вот буквально — собрались мужики и решили. Не силой кто-то навязал. Да, можно попенять на нерепрезентативность — дескать, всего-то 284 человека решили принять присягу, да и недовольные были. Но только не нужно забывать, в какое время все это происходило. Вообще, оценивая мотивации людей того времени, очень важно прежде всего не уходить от контекста.

Что такое 360 лет Переяславской рады на Украине сегодня? Раздражитель для бандеровцев? Праздник для русских? Прежде всего, наверно, прекрасный повод просто вспомнить о дерзновении Богдана Хмельницкого, который, возможно, тоже не верил, что Государь услышит и Земской собор одобрит. России тогда, как сказали бы сегодня, «было что терять»: война с Речью Посполитой неизбежно становилась увесистым довеском к приобретению Украины.

Тогда не испугались.

А сегодня?

О том, есть ли на Украине сегодня свой «Богдан Хмельницкий» и о значении памятной юбилейной даты в беседе с обозревателем KM.RU рассказал известный православный публицист, председатель Союза Православных граждан. главный редактор журнала «Православная беседа» Валентин Лебедев:

- Свой Богдан Хмельницкий на Украине есть, но это не персона. Конечно, если говорить о каких-то персоналиях или партиях — то там пока нового Хмельницкого не нашлось, но есть другой исторический институт — Русская православная церковь, которая является по сути единственной не расчлененной структурой на всем постимперском и постсоветском пространстве. И вот это духовное пространство связывает Великую, Белую и Малую Русь. Оно невидимо, но в том же время абсолютно реально, ибо национальный характер формируется в процессе многовековой культурной жизни, пафос которой всегда религиозен.

Русская православная церковь является скрепой, коллективным духовным объединителем России, Украины и Белоруссии — на сегодняшний момент отдельных государств, разделенных меж собой искусственно 22 года. По сути же мы - одна страна, святая Русь. Называть, например, Украину «дружеской СТРАНОЙ» - просто неграмотно.

Есть два лица, которые сегодня всецело олицетворяют волю к объединению России и Украины: Святейший патриарх Кирилл и одесский митрополит Агафангел, хотя, безусловно, есть и помимо них много достойных архиереев, пастырей, которые ратуют и за церковное и за государственное единство. В то же время в среде светской, среди политиков, в том числе и очень достойных, такой воли к объединению нет. Наш противник не дремал, им была проделана большая пропагандистская, «воспитательная» работа по перекройке сознания, особенно среди молодежи в Малороссии, когда люди вдруг действительно стали считать, что они живут в действительно совершенно отдельном, отдаленном от России государстве — с отдельным языком, отдельной культурой, отдельной историей.

Конечно, люди образованные, да и просто все те, кто имеют развитое национальное чутье, понимают, что это совсем не так. Они понимают, что объединение конечно же возможно — скорее отделение является нонсенсом. Да, тяга к сепаратизму порой на каком-то, быть может, романтическом уровне присуща некоторым народам, но все же случившееся в Беловежской пуще разделение Большой, Малой и Белой Руси стало именно политическим решением, а не выбором народа — об этом нужно помнить всегда. И те наши недруги, что приложили тогда определенные усилия к развалу нашей страны, действуют сегодня на Майдане, распространяют разработанные явно где-то далеко-далеко за пределами самой Украины книжечки о «злых москалях»...

Да, приходится слышать много скептических суждений, что, мол, воссоединение Малороссии и России сегодня не представляется возможным либо это будет очень сложный и долгий путь. Но разве во времена Богдана Хмельницкого было легче? В те времена Украина находилась в полной зависимости от могущественного польского государства и опыт Переяславской рады как раз нас всех должен вдохновлять, он учит нас, что при наличии доброй твердой воли возможно все. Ведь что такое 22 года для истории? Даже не один день, а один час!

Так что новая Переяславская рада очень возможна, главное, чтобы была при этом воля к объединению Большой, Малой и Белой Руси. Без этого никак. И в этом свете юбилей Переяславской рады — это лишнее напоминание о том, что русский народ способен объединяться, что все его разделения — заведомо искусственны, а значит рано или поздно преодолимы, что, наконец, его миссия в мире высока и важна.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 5).

_________________

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА