Хватит кормить Германию!

_______________

«Русский репортер» №6 (334) 

Хватит кормить Германию!

Фото: Patrick Seeger/dpa/Corbis/Fotosa.ru


Скандал в европейском семействе: спустя четыре года после запрета на строительство минаретов граждане Швейцарии на референдуме поддержали введение квот на мигрантов не откуда-нибудь, а из стран Европейского союза. Успех очередной антииммигрантской инициативы ультраправых свидетельствует о том, что при наличии прямой демократии возникают серьезные проблемы с политкорректностью


— Страна просто наполнена иностранцами. — Белорус Александр Уснич несколько лет прожил в Цюрихе и не понаслышке знает, о чем говорит. — Можно годами жить в Швейцарии и не сталкиваться с ее гражданами. По большому счету швейцарский паспорт для полноценной жизни здесь не нужен.

Если перевести это утверждение в цифры, то общее число иностранцев неуклонно приближается к 25% всего населения — наряду с Австралией это самый высокий показатель в мире. И это притом что в Швейцарии одна из самых жестких в Европе систем натурализации приезжих: сначала нужно стать членом коммуны, потом гражданином кантона и только после этого гражданином всей Конфедерации. Причем получение гражданства на одном уровне вовсе не гарантирует, что заявка будет удовлетворена уровнем выше. К примеру, в прошлом году Конфедерация отклонила 2% заявок, поданных кантонами.


 

При этом, в отличие от большинства других европейских стран, «понаехали» в Швейцарию в основном не африканцы или азиаты, а самые что ни на есть коренные европейцы, которые составляют 65% всех здешних иностранцев. Основные волны «рабочей» миграции, начавшейся с экономического бума 80-х, состояли здесь из португальцев, испанцев, итальянцев и даже богатых немцев. И это делает нынешний референдум особенно скандальным, заставляя серьезно усомниться в громких словах о «братстве европейских народов».

Дело в том, что с 2002 года между Швейцарией и ЕС действует договор о свободном перемещении, в соответствии с которым граждане Евросоюза могут находиться на территории Швейцарии до 90 дней по внутренним документам и свободно устраиваться здесь на работу. А также претендовать на социальное пособие в случае увольнения.

Такой «социальный туризм» вызывает у швейцарцев понятное недовольство — почему их налоги идут на иностранцев? Тем более что «туризм» этот постоянно ширится. За неполных полтора десятилетия сальдо между теми, кто уехал из Швейцарии в Евросоюз и приехал оттуда сюда, увеличилось вдвое: с 26 тысяч человек до 54,4 тысячи. Инициатива ультраправых, по сути, дезавуирует этот договор, требуя ограничить число перебирающихся в страну граждан ЕС.

Понятно, что больше всего швейцарцев пугает наплыв выходцев с депрессивного юго-востока Европы — из Болгарии и Румынии (хотя эти страхи не очень-то обоснованны, ведь как минимум до лета 2016 года соглашение о свободном перемещении на них не распространяется). Но, как ни странно, недовольство вызывает и пребывание в стране хорошо обеспеченных граждан Германии, и это несмотря на то, что крупнейшую этническую группу в многонациональной Швейцарии составляют именно немцы. Кстати, нынешнюю инициативу ультраправых поддерживают многие сторонники левых партий.

— Есть довольно много молодых людей, у которых такая философия: немцы не должны здесь работать, ведь у них там и так хорошо, они себе могут заработать на хлеб. А вот бедным народностям из стран за пределами ЕС надо дать шанс, пусть приезжают. Они ведь очень хорошо работают, а у себя на родине выжить не могут, — рассказывает Катерина Млинарич. Бывшая минчанка, она вышла замуж за выходца из Хорватии и последние четыре с половиной года живет в Берне. — А немцев здесь действительно очень много в последнее время работает, особенно в медицине.

Швейцарцам не впервой игнорировать принципы международной политкорректности, которыми так дорожит «большая Европа», — такова прямая демократия в действии. Что бы ни решил народ на референдуме, все немедленно вступает в силу. К примеру, в отличие от большинства западных стран, однополые союзы здесь хоть и регистрируются, но не имеют статуса брака, а врачам, которые помогают таким  семьям в искусственном оплодотворении, грозит лишение лицензии. Еще более красноречивый пример: женщины в Швейцарии получили избирательное право только в 1971 году, а один из кантонов — Аппенцелль-Иннерроден успешно сопротивлялся вплоть до 1991-го. Ну против было общество — и ничего тут не сделаешь.

Но самый, пожалуй, резонансный случай — референдум 2009 года, когда 57,5% швейцарцев поддержали запрет на строительство новых минаретов как не вписывающихся в историко-культурный ландшафт страны. Причем, что интересно, международная общественность негодовала, правительство, как и сейчас, было против, а в крупнейшей акции протеста приняли участие всего 800 человек, хотя ислам исповедуют порядка 400 тысяч жителей Швейцарии.

Что касается результатов, то статистика 2011–2013 годов отчетливо свидетельствует о том, что выходцы из таких мест, как Турция или Косово, стали покидать Швейцарию заметно более активно. Хотя пока приезжающих оттуда все равно больше, чем уехавших домой.

Берн

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 10).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА