Олесь Бузина
Вы заметили, насколько меньше стало автомобилей на улицах? Бензин подорожал. Гривня упала. Представители среднего класса мигом пересели с личных авто на метро.
Все это явные признаки разгорающегося экономического кризиса, вызванного геополитическим выбором Украины.
То, что нынешнее правительство временное, понимает любой. После выборов президента его сменит нечто более легитимное. Но на это нужно время. До тех пор никто кредитов Украине не даст. Ни Европа. Ни Америка. Про Россию даже нечего говорить. Можно, конечно, съездить к Папе Римскому, как это делает нынешний премьер. Но Папа тоже не дает денег. Ему самому надо. Папа не может жить только Божьим духом.
Конечно, при предыдущем режиме кое-кому удалось поднакопить жирка. Но не всем. И не так уж много. Рынок недвижимости практически замер. Автомобилей стали покупать меньше. Туроператоры отмечают явное снижение спроса на поездки за границу. Вместо Турции и Крыма многих ждет село и Гидропарк. А впереди счета за квартиру по новым, уже «европеизированным» расценкам и вполне прогнозируемый всплеск уличной активности масс на майские праздники.
Украинский кризис ударит не только по нам, но и по Европе. Мы меньше купим германских и французских машин. Не выпьем бокал пива в Праге, хотя туда и упростили визовый режим для студентов и пенсионеров. Турки не смогут продать нам свой песок и солнце. А итальянцы — мебель. Европа тоже бывает разная. Есть Париж. А есть Босния. И два выражения: «аромат Парижа» и «запах Балкан». Запах Балкан отдает дымом топящихся печек — газ там дорог при пересчете на местные зарплаты. Поэтому топят дровами.
Над Украиной попахивает Балканами. Во всех смыслах. Это аромат европеизации. По южному — самому бедному — варианту. Цена украинских активов падает. Вряд ли это выгодно местным олигархам. Кому хочется пускать в долю чужой капитал? А пускать придется. Выход из кризисов происходит только через перераспределение обственности. Года на три эта канитель. При оптимистическом сценарии.