Вернувшиеся на Землю космонавты составляют длиннейшие отчеты, расписывая буквально по минутам каждый день, каждый час пребывания на орбите. Ученых, изучающих воздействие космоса на человека, интересует все: что наблюдали, что чувствовали, как спали, какие видели сны. Однако кое-что космонавты предпочитали, да и до сих пор предпочитают утаивать. Речь идет о случаях т.н. «трансформации сознания» или феномене ФСС (фантастические сновидения-состояния). Между собой космонавты называют его «эффектом Соляриса», пророчески предсказанным С. Лемом.
Первым столкнулся с «эффектом Соляриса» уже Юрий Гагарин. Услышав впервые музыку, исполняемую на электроинструментах, он обмолвился, что слышал нечто похожее во время своего полета. Алексей Леонов также слышал странную музыку, а Владислав Волков – плач ребенка и лай собаки. Космонавт Севастьянов утверждал, что пролетая над Сочи, разглядел свой двухэтажный дом. Подобные случаи специалисты, да и сами космонавты относят к разряду галлюцинаций, хотя и действующих на психику, но вполне объяснимых. Но случается и нечто, не поддающееся объяснению.
Многие космонавты во время пребывания в космосе переживали грезы наяву, связанные с перемещением в пространстве и во времени. Например, один космонавт видел себя в «шкуре» динозавра. Ощущения были вполне реальны. Он подробно описал свои лапы, покрытую чешуей кожу, пальцы с перепонками. Он шагал по какой-то неизвестной планете, чувствовал, как вздыбливались пластины на хребте, напрягались и сокращались мускулы. Были слышны звуки окружающего мира, ощущались запахи. Зрительные образы были яркими, отчетливыми. Незнакомый мир воспринимался как привычный и родной. Другой утверждал, что побывал в теле инопланетного гуманоида. По мнению космонавтов, это были не сон, и не галлюцинации, а 100%-е «перемещения».
«Трансформация» всегда сопровождается уплотнением времени. По бортовым часам человек пребывает в таком состоянии всего несколько минут, но для самого «перемещавшегося» проходит несколько часов. Многие из столкнувшихся с феноменом ФСС воспринимали это как результат воздействия на их мозг некоего внешнего источника, словно кто-то снаружи, мощный и великий, стремился передать им важную и необычную информацию.
Об имевших место «перемещениях» космонавты предпочитали не рассказывать, опасаясь дисквалификации со стороны медиков как лиц, имеющих психические отклонения. Но в доверительных беседах предупреждали новичков, которым предстоял скорый полет, с чем им придется столкнуться.
Первым на проблему «эффекта Соляриса» попробовал обратить внимание ученых космонавт-испытатель Сергей Кричевский, выступивший с в 1995 году с докладом о феномене ФСС. В 1998 году так и не побывавший в космосе Кричевский был отчислен из отряда космонавтов и досрочно уволен в запас. Видимо его интерес к странным явлениям начальство сочло «нездоровым».
В отличие от Кричевского, летчик-испытатель, доктор технических наук Марина Попович, по крупицам собиравшая свидетельства от космонавтов об «эффекте Соляриса», не спешила являть собранную информацию миру, понимая, что время для этого еще не пришло. Собранные ею более 2.000 рассказов космонавтов о случаях «трансформации сознания» долгие годы ждут своего часа. И только в последнее время она получила разрешение от некоторых из респондентов обнародовать предоставленные записи.
Сами космонавты, чье сознание было подвергнуто трансформации, часто испытывают тягостное желание вновь пережить это состояние. Поэтому многие из них становятся эзотериками, философами, уходят в составе экспедиций на поиски снежного человека или исследуют места посадок НЛО. Их тянет в другой мир. Как отметила Марина Попович, «они уходят в космос одними людьми, а возвращаются совсем другими, словно там они столкнулись с чем-то неизведанным и стали его частью».
Автор: Klim Podkova