Польша: тайные механизмы европейской политики

_______________

Польша: тайные механизмы европейской политики

Фото ИТАР-ТАСС

О нынешнем скандале вокруг министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского и предвыборной ситуации в Польше в целом Эксперту рассказал российский полонист, сотрудник Высшей Школы Экономики Дмитрий Офицеров-Бельский

 

В следующем году Польшу ожидают новые парламентские выборы. Каковы сейчас электоральные позиции нынешней власти?

Премьер-министр Дональд Туск теряет популярность. На первый взгляд это кажется странным - сам он достаточно харизматичный политик, у него неплохая команда, да и в польской экономике нет особых проблем, показатель роста ВВП достаточно неплохой. Однако население все более готово голосовать за оппозиционную «Право и Справедливость» Ярослава Качиньского. Возможно это связано с тем, что политическая жизнь Польши традиционно не терпит застоя. «Гражданскую платформу» Дональда Туска готово поддержать сейчас чуть менее половины населения. Такая вот странная польская ментальность. В нашей стране ни один нормальный человек никогда бы не проголосовал за человека наподобие Качиньского. Тем более что у братьев Качиньских была одна харизма на двоих - после трагической гибели Леха Качиньского Ярослав поблек и сник. Хотя, возможно, для России было бы неплохо иметь на посту Польши в данный момент именно агрессивного идеалиста Качиньского, а не прагматика-реалиста Туска. Ярослав Качиньский хоть и русофоб, но одновременно с этим еще и германофоб, а кроме того у него ни с кем не получается сотрудничать. 

 

То есть у Качиньского есть реальная перспектива вернутся во власть.

Об этом рано говорить, до президентских выборов остался ровно год и предвыборная кампания только начинается. А парламентские выборы пройдут еще позже, в ноябре 2015 года. Так что любой сегодняшний расклад еще может измениться. Но что следует учитывать, так это то, что в двух крупнейших партиях уже очевиден внутренний раскол и одновременно начинается поляризация на всем политическом пространстве. Так что выборы следующего года обещают быть скандальными, с оттенком непримиримости. Еще важно заметить, что польское политическое пространство уже очистилось от ряда второстепенных, но игравших важную роль в жизни страны партий. После самоубийства Анджея Леппера, ухода в никуда Романа Гертыха (ультраправого политика, который приветствовал друзей нацистским жестом, но при этом убежденный славянист и антигерманист), и ослабления социалистов в стране сложилась де факто партийная система «2 +1». По предварительным опросам «Право и справедливость» пока несколько опережает «Гражданскую платформу» и многое будет зависеть от позиции «Движения Паликота» и его лидера Януша Паликота. Это своего рода польский Владимир Жириновский - очень умный человек, известный своей эксцентричностью. Через этот имидж Паликот поднимает те вопросы, которые в католической Польше считаются табуированными. Так, он провел в парламент через свой блок открытого трансвестита (который теперь ходит на заседания с накладной грудью), публично закурил в парламенте косяк (потом, правда, оправдывался, что марихуаны в косяке не было, а он просто хотел продемонстрировать гражданскую позицию в поддержку легализации марихуаны). Если бы все зависело от него, то он бы сделал из Польши восточноевропейскую Голландию. Именно поэтому этот эксцентричный миллионер вряд ли найдет общий язык с партией «Право и Справедливость» - он принципиально антиклерикален, и не разделяет политических взглядов Качиньского. Так что «Право и Справедливость» может надеяться лишь на собственный высокий результат - в частности, на то, что к ним перебежит часть избирателей Туска.

Нынешний скандал вокруг Радослава Сикорского поможет Качиньскому в этом?

Этот скандал - лишь часть разоблачений, который сделал журнал «Впрост». Сначала там была запись о снятии министра финансов - якобы он недостаточно активно сотрудничал с Польским Центробанком и имел другие недочеты в работе, а уже через неделю появился вброс с Сикорским. Однако вряд ли нынешняя череда скандалов против членов правительства, венцом которого стали, конечно, откровения Сикорского, изменит мнение населения. Ведь министр не открыл Америку -  то, что он сказал, давно повторяют в дипломатических кругах страны. Кроме того, все знают Сикорского как  человека, который может повторить сказанное на пленке и Джону Керри в лицо. Даже рядовые поляки испытывают схожие с Сикорским чувства к Америке. Например, их раздражает то, что США до сих пор не ввели с Польшей безвизовый режим - при этом поляков не смущает, что американцы просто следовали своему регламенту (они не вводят безвизовый режим со странами, граждане которых получают более 10% отказов от всех обращений на визы). 

А как скандал повлияет на шансы Сикорского стать главой европейской дипломатии?

Назначение на пост Верховного комиссара ЕС по внешним сношениям - это своего рода многосторонняя торговая операция. За ней стоит поиск коллективного компромисса и масса взаимных уступок. Для Европы это своего рода тест и назначение станет ответом на вопрос о том, насколько глубокой европейцы хотели бы видеть интеграцию в сфере внешней и оборонной политики. В Брюсселе видят прямоту польского министра, и понимают, что его комиссарство будет омрачено множеством скандалов. Нужен ли европейцам в нынешней ситуации глава дипломатии, который будет удовлетворять свое честолюбие и тянуть все одеяло на Брюссель? Обычно они отдают предпочтение достаточно серым личностям типа Андерса фон Расмуссена или Кэтрин Эштон. До сих пор все свои вопросы по внешней политике те же немцы или французы предпочитают решать все свои внешнеполитические проблемы не через институты ЕС, а в двустороннем порядке. Однако есть шансы, что слабость и внутренний раскол Европы, ставшие еще более очевидными в период украинского кризиса, дадут шанс польскому политику. Еще раз подчеркну, не столь важна сама кандидатура Сикорского и то, что он где-то сказал, сколько то видение более сплоченной Европы, которое он представляет.

Европейцев будут настораживать определенные черты свойственные даже не Сикорскому, а польской политике как таковой. В Брюсселе Польшу вообще недолюбливают. Отчасти потому, что когда начинаются проблемы, Варшаву всегда нужно одергивать. Например, так было во время грузинской войны, когда Саркози потребовал от поляков угомониться и пригрозил им перекрыть всяческую поддержку из Брюсселя.

Отчасти поэтому ЕС последнее время проводил двухвекторную политику в отношении восточных соседей. Так, полякам на откуп было отдано «Восточное партнерство», под которое выделили небольшие деньги и позволили Варшаве формулировать политику ЕС в отношении малых стран СНГ. В свою очередь непосредственно отношениями с Россией занимались Германия и Франция. И не исключено, что сейчас, после всех последних кризисов, страны ЕС также вернутся к двустороннему формату с Москвой, а Польша в очередной раз останется страной испортившей отношения с Россией и не извлекшей из этого уроков. 

Как вообще будут развиваться отношения Варшавы и Москвы в свете украинского кризиса?

Реальных интересов у Польши в СНГ нет, но есть амбиции слабо подкрепленные реальными возможностями. В Варшаве хотят, чтобы восточноевропейские государства были независимы от России и имели демократические правительства. И когда к власти на Украине пришел Порошенко и подписал договор об Ассоциации с ЕС, то у поляков исчерпалась повестка дня. Однако в краткосрочной перспективе поляки продолжат играть на обострение с Россией. Прежде всего потому, что в Польше начинается предвыборная кампания, и игра на антироссийских настроениях может помочь политикам набрать рейтинг. Кроме того, антироссийская политика поможет Польше более успешно провести модернизацию армии - то есть получить серьезные преференции от американцев.

На сегодняшний день США и прочие союзники по НАТО оказывают Польше достаточно серьезную поддержку в перевооружении. Два фрегата, составляющих основу польского флота были безвозмездно переданы американцами, также как и подводные лодки норвегами. По очень невысокой цене были приобретены танки у Германии, а покупка истребителей F-16 сопровождалась соглашениями о беспроцентном кредите и гарантиях инвестиций серьезно превышающих сумму контракта. Теперь польская армия стремится получить истребители пятого поколения и условия контракта будут прямо зависеть от состояния дел вокруг России. Также поляки планируют приобрести три подлодки (из четырех, которые есть на вооружении у польского флота, три стоят в доках в таком состоянии, что даже не подлежат ремонту) и ракеты для них - без этих ракет подлодки станут лишь хорошим средством для подводного ныряния. Так что тип поставляемых американцами ракет, их радиус действия (для истребителей F-16 полякам предлагают 360 километров, а они хотят 980) будут также напрямую зависеть от глубины конфликта между США и Россией. Наконец, поляки хотят выторговать от американцев технологии для создания собственной системы ПРО, как бы странно это не звучало.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.5 (всего голосов: 2).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА