Марк Адоманис — это человек, поставляющий материалы журналу «Форбс». В своей новой статье он отмечает, что американские ведущие СМИ (mainstream media) вроде «New York Times» продвигают идею о том, что всё большее число россиян живёт в страхе перед своим правительством. И идея эта получила широкое признание.
К примеру, в упомянутой выше газете «Нью-Йорк Таймс» Маша Гессен посвящает статьи соответствующей теме «с некоторой регулярностью». И Гессен в своих начинаниях не одинока. Вот и Юлия Иоффе тоже много пишет об «удручающих и сокрушающих души» репрессиях российских властей. Тем же самым занимается и масса прочих западных журналистов, указывает товарищ Адоманис. К ним подключаются уже и писатели с аналитиками.
Эти последние договорились до утверждений о том, что Кремль управляет страной в столь ужасной форме, что фактически подорвал волю русского народа к жизни.
Уверен ли каждый западный журналист в том что россияне становятся всё более депрессивными? Нет, отмечает Адоманис, однако совершенно справедливо будет сказать, что большинство западных наблюдателей согласно с тем, что россияне живут бедно и что ситуация «стремительно ухудшается».
Далее с присущей ему объективностью Адоманис замечает, что это «правдоподобно». Русские реагируют на «бесконечное президентство Путина» каким-то «массовым психозом». Журналист проводит параллель с 1970-ми и началом 1980-х годов, когда советское общество находилось в «застое». Русский народ в те годы «действительно» прошёл через что-то, похожее на «нервный срыв»: это проявилось, как ясно из статистических данных, в росте алкоголизма, самоубийств и убийств.
Однако что же сегодня? Неужели в России растёт число самоубийц?
Адоманис предлагает не доверять «интуиции», а попытаться судить беспристрастно. Вот, скажем, упомянутая депрессия. Тут следует посмотреть на динамику самоубийств. При этом автор отмечает, что этот показатель не даёт «идеальной» картины, ведь самоубийство может быть совершено под влиянием всевозможных культурных, религиозных и политических факторов. Однако анализ данных за длительный период времени, отмечает обозреватель, может помочь выявить тенденцию.
Широко известно, что число самоубийств начинает расти, когда экономика страны работает плохо или когда растёт безработица. И это же число получает тенденцию к снижению, когда экономика работает хорошо. Кроме того, можно с уверенностью сказать: когда уровень самоубийств стремительно растёт, что-то в обществе идёт очень плохо. С уверенностью также можно сказать и о том, что стремительно снижающийся уровень самоубийств говорит: в обществе происходит нечто позитивное.
Далее Адоманис приводит данные по числу самоубийств в России в 1992-2014 гг. (см. ниже картинку из «Форбс»; комментировать её смысла нет).
Обозреватель замечает, что он не имеет целью преуменьшить реальные страдания людей в России, особенно страдания политической оппозиции. И не хочет утверждать, будто «всё в России чудесно».
В России, пишет журналист, уровень самоубийств по-прежнему очень высок по сравнению с западными странами. Однако важно при этом отметить, что россияне в среднем гораздо менее склонны убивать себя, чем они делали это всего лишь десять лет назад. То есть некие факторы заставляют русских обращаться к актам самоубийства всё реже.
Вполне возможно, допускает автор, что года через четыре или лет через пять политическая и экономическая ситуация в России ухудшится — до такой степени, что кривая самоубийств пойдёт вверх. Но, настаивает Адоманис, сегодня россияне, как представляется, куда больше довольны своей жизнью, чем в любой другой точке графика за последние два десятилетия.
Напомним, в другом материале М. Адоманиса, тоже освещавшемся на «Военном обозрении», подвергся критике некто Г. Каспаров, заявивший, что ему «почему-то кажется», будто «проблема Ирака» связана с Путиным.
Марк Адоманис процитировал Гарри Каспарова, сделав из заявления шахматиста пример политического заблуждения. Обозреватель написал в том же журнале «Форбс», что в области политики у г-на Каспарова имеется немало серьёзных пробелов. Этот человек, пишет Адоманис, «одержим личной ненавистью к Владимиру Путину», и она (ненависть) «настолько сильна», что мешает её носителю «делать здравые оценки».
В качестве новейшего примера подобных заблуждений Адоманис привёл утверждение Каспарова о том, что в захвате северного Ирака боевиками из «Исламского государства Ирака и Леванта» виноват… Путин:
Объективный Адоманис очень сомневается, что Путин «провинился» в действиях исламских террористов, воюющих в Ираке. Неужели кто-то полагает, вопрошает журналист, что боевики из ИГИЛ «получают указания из Москвы»? По мнению Адоманиса, слова Каспарова — «явно бездоказательное и несостоятельное утверждение». Вместо серьёзной попытки политического анализа мы наблюдаем лозунг «Обвиняй Путина!», отмечает обозреватель.
Не надо думать, добавим к этому, что товарищ Адоманис — апологет Кремля. Обозреватель из американского журнала склонен обвинять Путина в захвате Крыма и в нестабильности на украинском юго-востоке. Адоманис считает, что Путин ведёт борьбу с политической оппозицией внутри России. Наконец, Марку не по нраву кремлёвская кампания по продвижению «традиционных ценностей». Разумеется, он подвергает критике и отсутствие успехов российской власти в экономических преобразованиях.
Вместе с тем мы можем почитать в популярном журнале материалы довольно объективного обозревателя. Его беспристрастность особенно выделяется на фоне тех, кто пишет об остатках вымирающих россиян, которых скоро окончательно загонит в могилу кагэбэшный тиран Путин.