Загадка гениального мозга

_______________

Изображение с сайта rusplt.ru
Изображение с сайта rusplt.ru

Какова природа творчества и насколько оно связано с безумием

Нэнси Андерсен – нейробиолог, посвятившая десятилетия своей жизни изучению человеческой креативности. Журнал The Аtlantic публикует результаты исследования ученого на темы: какова природа творчества? Связано ли оно с уровнем IQ? И правда ли, что все гении отчасти безумны?

Идея о том, что гений и расстройство психики почти всегда идут «рука об руку», зародилась в обществе уже давно. Еще древнегреческий философ Аристотель утверждал: «Все выдающиеся люди, отличившиеся в философии, в государственных делах, в поэзии или изобразительном искусстве, – меланхолики». Позже эта мысль отчетливо сквозила в творчестве многих художников, поэтов, писателей и артистов. Возможно, потому что они знали, о чем говорят?

Например, известный русский композитор Чайковский свой творческий процесс описывал так: «Напрасно я бы старался выразить вам словами все неизмеримое блаженство того чувства, которое охватывает меня, когда явилась новая мысль и когда она начинает разрастаться в определенные формы. Забываешь все, делаешься точно сумасшедший, все внутри трепещет и бьется…»

В конце ХIХ столетия истоками гениальности и ее связью с психическим состоянием человека заинтересовались ученые. Правда, первые исследования носили эпизодический характер. Так, в 1891 году итальянский врач Чезаре Ломброзо опубликовал книгу «Гениальный человек». В этой работе он доказал, что наряду с талантом одаренные люди имели и разного рода физические и психические отклонения – неврозы, психозы, проблемы с семьей, заикание и другие. В качестве наглядных примеров Ломброзо привел имена великих общественных деятелей, в частности, Жан-Жака Руссо, Исаака Ньютона, Чарльза Дарвина, лорда Байрона и Артура Шопенгауэра. Итальянский врач предположил, что гений и безумие тесно связаны между собой и, кроме того, являются наследственными. Постепенно этот вопрос стал вызывать интерес и у других ученых.

Гениальность – это гены?

Двоюродный брат Чарльза Дарвина Фрэнсис Гальтон в 1869 году представил общественности книгу «Наследственный гений». В ней он составил подробное генеалогическое древо 20 музыкантов, включая Баха, и нескольких писателей, в том числе Бронте. В результате оказалось, что одаренные люди происходили из семей, у членов которых так или иначе проявлялись креативные способности. Это позволило Гальтону предположить, что гениальность имеет достаточно сильный генетический компонент. Идея нашла поддержку в научных кругах, и начало ХХ века было отмечено многочисленными исследованиями в области «наследственного гения».

Сама Нэнси Андерсен нашла еще одно подтверждение этой теории во время работы с писателем Куртом Воннегутом, который в 1960-х годах добровольно принял участие в масштабной программе исследования гениальности. Многие из его родственников были талантливыми архитекторами, писателями и изобретателями. Правда, наряду с творческим началом они страдали и расстройствами психики. Так, сам Воннегут был подвержен депрессиям, его сын болел шизофренией, а мать покончила жизнь самоубийством на глазах собственных детей. По всему выходило, что гениальность действительно является «семейным делом», но вместе с талантом человеку передается и нотка безумия. Однако главный вопрос о природе креативности так и оставался открытым. Что же делает человека гением?

Гениальность – это высокий уровень IQ?

В начале ХХ века американский психолог Льюис Мэдисон Термен предположил, что одаренные с творческой точки зрения люди должны иметь высокий уровень IQ. Чтобы проверить эту гипотезу, Термен провел масштабное исследование, в котором было задействовано более 1000 школьников. Дети проходили разносторонние тесты, исследователи составляли подробный анамнез их семей, изучали увлечения и интересы каждого ребенка, вплоть до количества прочитанных и имеющихся дома книг.

Оказалось, что дети с высоким уровнем IQ, как правило, имеют безупречную физическую форму: они были выше ростом, чем их «обычные» сверстники, отличались крепким здоровьем, занимались спортом. Единственный физический дефект, выявленный у «термитов» (такое имя получила группа ребятишек, принимавших участие в исследовании) – близорукость. Но это было вполне оправданно, учитывая их любовь к чтению.

Более того, интеллектуально развитые дети были лучше социализированы. Их судьба отслеживалась на протяжении многих лет, и впоследствии выяснилось, что все вышеуказанные качества дети сохраняли и во взрослой жизни. В подавляющем большинстве они имели крепкие и счастливые браки, хорошую работу и достойный уровень жизни.

Однако никто из этих детей ни в юности, ни во взрослой жизни не отличился на творческом поприще и не внес хоть сколько-нибудь существенного вклада в культуру или науку. Позднее исследования других ученых полностью подтвердили труды Термена: гениальность человека никак не зависит от уровня его IQ. Это утверждение вполне оправданно: достаточно вспомнить светило русской поэзии – Александра Сергеевича Пушкина. В школе по некоторым предметам оценок выше «троечки» он не получал. Бытует мнение, что у Эйнштейна были серьезные проблемы с математикой, а Циолковского и вовсе отчислили из университета. Но если не высокий уровень IQ определяет наличие у человека гениальности, то что?

Гениальность – это способность мыслить иначе?

Когда ученые утвердились в мысли, что таланту всегда сопутствует некая толика безумия и эти качества являются наследственными, они задались вопросом о том, как устроен мозг гения. Ведь если высокий уровень интеллекта, по сути, противопоставляется творческому началу, то в «гениальном мозге» должно быть что-то иное, отличающее его от других.

Одним из этапов на пути познания природы человеческой креативности стал метод, называемый учеными «маленькая С». В его основе лежит разделение людей по типу их мышления – на конвергентное и дивергентное. Первое подразумевает точное использование усвоенных алгоритмов для поиска решения конкретной задачи, а второе основано на выработке множества идей для устранения той же проблемы. Например, при ответе на вопрос «Что можно сделать с кирпичом?» люди с конвергентным типом мышления неизменно отвечают: «Построить из него дом». В это же время человек, обладающий дивергентным мышлением, предлагает множество вариантов, начиная от того же строительства и заканчивая использованием кирпича для ограждения клумб или рисования им на асфальте. Впоследствии дивергентное мышление стало называться «творческим».

Таким образом, исследователи пришли к выводу, что умение мыслить иначе даже в стандартной ситуации есть не что иное, как способность к креативу. Одним из замечательных примеров этому является Исаак Ньютон: ведь до него никто не связывал падающее яблоко с силой притяжения!

Недра гениального мозга

Конец ХХ века позволил заглянуть в «святая святых» – мозг человека. И, конечно, исследователи гениальности не упустили возможности воспользоваться этим шансом. Проведенные тесты во многом подтвердили существующие теории.

Известно, что разные участки мозга отвечают за разные функции. Например, чтобы стать таксистом в Лондоне, необходимо иметь увеличенный гиппокамп – участок мозга, отвечающий за запоминание информации. И это вовсе не шутка: ведь для сдачи экзамена на получение лицензии надо запомнить все карты и маршруты города. Это знание позволило ученым предположить, что и для креативности в мозге существует своя зона или какие-то особые процессы, отвечающие за творческую деятельность.

Но для того, чтобы их отследить, исследователям надо было определить критерий этой креативности. Как понять, что именно сейчас в человеке запустился творческий процесс и его видно на МРТ (магнитно-резонансной томографии)? За отправную точку было взято само определение подлинного творчества, которое неизменно связано с открытием или изобретением чего-то принципиально нового. Момент озарения был назван «Эврика», и именно его ученые пытались обнаружить на мониторах компьютера, где визуализировалась работа мозга.

Для этого испытуемым, которыми были как обычные, так и гениальные люди, давались два задания. Одно было направлено на то, чтобы человек работал с имеющейся информацией (например, вспомнил день своей свадьбы), а во время второго участникам эксперимента предлагалось о чем-нибудь подумать или просто молча отдохнуть. Результаты тестов произвели фурор: в момент «отдыха» мозг творческих людей работал в разы активнее!

На схеме ниже в верхнем ряду расположены фотографии «гениального мозга» во время самостоятельных размышлений. Слева находится шкала, отображающая насыщенность мыслительного процесса. А снизу представлены снимки «обычного» человека и реакция его мозга в аналогичных ситуациях. Не надо быть нейробиологом, чтобы увидеть существенную разницу в мозговой активности этих людей.

Это открытие было подкреплено фактами из жизни. Как известно, Менделееву приснилась его таблица, а поэт Бальмонт в произведении «Как я пишу стихи» еще раз указал на бессознательную природу своего творчества: «Рождается внезапная строка, / За ней встает немедленно другая, / Мелькает третья ей издалека, / Четвертая смеется, набегая». Впоследствии многочисленные интервью с гениями современности показали, что многие из них создают свои шедевры в фактически «неконтролируемом» состоянии, то есть не осознают происходящее разумом.

Дальнейшие исследования позволили ученым сделать новое открытие: мозг творческого человека отличается от обычного мозга способностью устанавливать неочевидные связи между, казалось бы, банальными явлениями. То есть на физическом уровне в мозге гения присутствуют нейронные цепочки, которые своей структурой не походят на цепочки других людей. Но самое удивительное в этой ситуации то, что и в мозгу сумасшедших людей существуют подобные связи.

Гениальность – это опасно?

В известном фильме «Игры разума» особого внимания заслуживает ответ Джона Нэша – талантливого математика, впавшего в безумие, – на вопрос о том, как он, умный человек, смог поверить, что его завербовали пришельцы. Нэш отвечает: «Потому что все идеи, которые появились в моей голове о сверхъестественных существах, пришли ко мне тем же путем, что и гениальные открытия в области математики. Поэтому я воспринял их всерьез».

Что же получается? Некоторые люди способны видеть то, что не можем увидеть мы; они зовутся гениями. Другие люди также способны видеть то, что недоступно нам; они зовутся безумцами. А есть такие, как Джон Нэш, Гоголь или Достоевский: они и гениальны, и безумны.

Автор: Арина Ахматова

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.7 (всего голосов: 3).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА