«Наш город уже не наш — он стал опасен! Сегодня, когда я возвращалась домой (по улице Неманской, Печерск), на меня напал неизвестный и, захватив локтем со спины, начал душить. Удушье, по-видимому, было настолько сильным, что я потеряла сознание… Поднял меня за воротник курточки и вновь, захватив сзади, потащил к ближайшему дому — в кусты… Бусы и цепочка больно врезались в шею… порвались… закашлялась.. удар в затылок. Очнулась на асфальте, рядом лежала сумка, а вокруг валялось все содержимое, кроме кошелька и телефона», — описала свои злоключения девушка.
Этот случай произошел уже после разгона властями палаточного городка на Майдане. В конце своего существования он вызывал раздражение киевлян – антисанитария, скопление не всегда трезвых вооруженных людей, часто агрессивных.
Отправились ли бывшие обитатели палаток на фронт, как призывал их Виталий Кличко? Похоже, что далеко не все. Зато на Донбасс стягивают столичных правоохранителей, что не добавляет порядка на улицах Киева. Во всяком случае, так это пытаются представить представители правящих партий.
«Смуты всегда ведут за собой проходимцев в политике, в экономике – мошенников, а на улице – бандитов. Особенно, когда нация концентрирует усилия. Много киевских милиционеров выехало в зону АТО. Много порядочных людей, способных дать хулигану на улице подзатыльник, поехали в зону АТО. Понятно, что пришло время негодяев. Но так всегда было во времена смуты», — объясняет депутат Верховной Рады Юрий Сиротюк из «Свободы».
«Количество преступлений в стране растет по причине ухудшения социально-экономической ситуации в стране и продолжения войны. – И это не будет способствовать улучшению криминальной ситуации. Наоборот, мы будем видеть только ухудшение», — добавляет Андрей Павловский из «Батькивщины».
Впрочем, эксперты-криминалисты считают, что настоящий всплеск уличной преступности в Киеве — еще впереди. Способствовать этому будет ухудшение экономической ситуации в стране. И активную роль в беспорядках будут играть ультраправые организации украинских националистов.
В ближайшее время Украину накроет криминальный хаос и волна преступлений на почве расовой и языковой ненависти, говорит «ПолитНавигатору» профессор кафедры криминального процесса и криминалистики Академии адвокатуры Украины Виктор Бояров.
Он обратил внимание, что сегодня на Украине нет организованной преступности по образцу середины 90-х годов, поскольку после легализации преступного бизнеса он перешел под патронат правоохранительных органов.
«Тем не менее, социальная криминализация молодежи проходит, – указывает профессор-криминалист. – Молодежь пошла в другие организации – те, которые мы можем назвать экстремистскими или радикальными. Проблема в том, что если в чистом криминалитете основная задача – корысть, то здесь уже идеология».
По его мнению, ситуацию усугубляет тот факт, что в настоящее время идет поток оружия, которое вывозится из зоны боевых действий в Донбассе.
«Основное начнется, когда батальоны, которые можно назвать «мародерствующими», вернутся сюда, – прогнозирует Виктор Бояров. – Они ведь не пойдут туда, где нечего брать. Майдан это будет или массовые беспорядки – можно назвать как угодно. Но эти преступления начинаются с призывов, затем пойдут преступления на почве ненависти, по цвету кожи, языку, социальным группам и так далее. В итоге все заканчивается убийствами, массовыми беспорядками и даже геноцидом».
Учитывая рост социальной напряженности, эксперт не видит повода для оптимизма и убежден, что криминализация молодежи и общества продолжится. «К этому мы приходим и, к сожалению, к этому надо готовиться», – констатировал криминалист.
Сергей Шабовта, президент Украинской федерации профессионалов безопасности, обращает внимание только на один аспект бардака, царящего в МВД, — хаотичные несогласованные между собой заявления правоохранителей.
В то время как глава МВД уделяет столько времени социальным сетям, его подчиненные выступают с глупыми и некомпетентными заявлениями, констатирует Шабовта.
«Популизм первого лица порождает целую цепочку событий, – считает эксперт. – Ныне в МВД нарушена иерархия подачи официальной информации. Мы наблюдаем постоянные выступления неизвестных советников, которых у министра огромная масса. Они все пытаются дать какие-то компетентные заявления, хотя мы, специалисты, слыша их, понимаем, что их речевой аппарат – набор слов, и это — не профессионален. Это далекие люди, получившие свои должности в силу каких-то клановых признаков или политической близости. Для меня это чудовищно».