Очередная статья постоянного автора ресурса nstarikov.ru Евгения Чернышева из Донецка посвящена вопросам патриотического воспитания.
«В прошлом году мне довелось ехать в поезде вместе с замечательным азербайджанцем, который произнес важнейшую фразу: в воспитании детей самое главное – это воспитать в них историческое самосознание. И это абсолютно верно. Поэтому перед всеми нами стоит важнейшая задача: выработать такое отношение к нашей истории, которое не поддается «взлому», «стиранию», перекодированию. Иными словами, патриотическое отношение истинно любящего сына своего Отечества.
Но как правильно понимать нашу историю? На мой взгляд, это довольно просто.
Вначале несколько слов о всем привычном отношении к истории, которое преподают в школе. Его можно назвать хронологическим. Это как в диафильме – кадры просто сменяют друг друга, что и создает цельную картину. Да и в любом видео то же самое, только гораздо быстрее. Вот был один кадр, потом на его место стал другой, потом третий и т.д. Тот, который был, уже прошел и не вернется. Тот, который сейчас, тоже скоро исчезнет. Логично? Вроде бы да. Одно только плохо в этом восприятии – наша история представляется хронологической суммой событий. Конечно, история состоит из событий. Но ведь и машина состоит из деталей, а здание – из камней. Но как машина не сводится к сумме деталей, а здание – к сумме камней, так и наша история не сводится к простой сумме всех своих событий.
Наша история едина и нагружена единым смыслом. Каждое событие – это как бы отдельное ее высказывание. Отдельное, но не отделенное от других. Представьте себе, что один человек сказал сначала одну фразу, потом другую, потом третью. Фразы разные, но человек – один. Это же не значит, что человек состоит из этих фраз. Просто в его голове возникло сначала одно, потом другое, потом третье. Так и история одна, хотя события разные. Наша история «говорит» событиями и через события.
В чем же смысл русской истории?
Представьте себе снежное поле, по которому идет вереница людей – своего рода русский крестный ход в истории. Эта людская цепь очень длинная, мы уже потеряли из виду первых, они скрылись далеко за горизонтом. Это наши предки. Почему предки? Очень просто. Предки – это те, это те, кто идет пред нами. Не шел когда-то, а именно идет, просто они далеко впереди, их уже не видно. Отсюда слова – перед, впереди. Наши предки впереди, мы же только идем по их следу, т.е. мы – последующие, следующие за ними. Поскольку мы идем после них, т.е. потóм, то называемся потомками.
Время от времени в наших рядах появляются предатели, которые начинают соблазнять окружающих, что, мол, тех, кто впереди, уже давно нет и идти за ними не нужно, это неправильная дорога, а правильно идти совсем в другую сторону. Сами понимаете куда. На Запад.
Если мы послушаемся этих подстрекателей, то предадим тех, кто впереди, кто проложил для нас эту дорогу, т.е. наших предков. Но не только. Ведь своим блужданием мы запутаем следы для тех, кто будет идти после нас, т.е. для наших потомков. Поэтому лжепророков нужно сразу изгонять. Нет никаких сомнений – путь наших предков правилен, по нему и нужно идти, а свернуть с него – значит обречь себя на погибель. Скажете, времена изменились? Конечно, бывает. Когда этот путь прокладывали наши предки, они шли еще засветло, а сейчас уже стемнело. Так зажгите огонь для освещения пути, но это же не повод говорить, что сам путь неправильный. Кто потерял из виду следы, должен их снова найти, а не совращать всех сбиться с пути.
Я считаю, что темнота над нашим Отечеством начала сгущаться в головах элит еще со времен Петра, посеявшего на Руси западничество. Но винить во всем лично Петра было бы неправильно. Западничество на Руси – это как вирус герпеса, который время от времени вскакивает на нашем «историческом теле», но существует изначально по причине близости к Европе. От нее мы и заразились. И когда забываем о своевременной профилактике, то в очередной раз заболеваем.
Можно сказать, что темнота над нами сомкнулась в 1917 году. Иначе не объяснить то умопомрачение, которое на короткое время овладело нашими умами. Огромную заслугу Сталина вижу в том, что в этих условиях он не только сумел наладить искусственное «историческое освещение», вдохновив народ на созидание, но и выиграть драгоценное время до рассвета. Но последующие правители снова настолько все запустили, что к 1980-м гг. мы уже брели практически в мировоззренческой тьме. Вспомните: почти никто ни во что не верил, все гонялись за импортными шмотками, мечтая жить «как на Западе». А многие так живут и до сих пор.
Но, к счастью, сейчас есть явные признаки того, что над Святой Русью снова занимается заря и наш путь становится очевидным все большему числу людей. И я верю, что фонари для освещения пути нам скоро не понадобятся. Этому способствует и стремительный закат Запада, скатывающегося в дикое варварство, и наше собственное просветление. Мы начинаем проникаться осмысленно-патриотическим взглядом на нашу жизнь и историю, а не сотканным из суммы фактов.
Наша история лишь хронологически делится на события, но онтологически — едина. Почему бы образно не считать, что русский народ изгоняет польских оккупантов из Москвы, сражается за каждую пядь родной земли под Сталинградом, освобождает от фашистов Донбасс, бьется на Куликовом поле? (Поразительно, но статья написана в 2013 году.) Святой равноапостольный князь Владимир крестит Русь, преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем, а святой благоверный князь Александр Невский сражается с тевтонскими рыцарями на Чудском озере.
Скажете, это все прошло? Нет, это не прошло, это было. А значит, есть. Ибо бытие вне времени. Эти события хоть и не одновременные, но — однобытийные. А наша история – лишь временнóе развертывание этой единобытийной русской реальности. Вот такой взгляд на историю нам и нужен. Взгляд соборный. Соборность – это такое состояние, которое не сводится к суме частей, а превосходит их, предшествует им. Все события как бы уже заложены в нашем бытии, они лишь во времени следуют одно за другим, что и создает хронологическую иллюзию.
Но сомнений быть не должно. Уже тем, что мы чувствуем свою ответственность перед теми, кто идет впереди, т.е. перед нашими предками, мы подразумеваем патриотический (а значит, соборный, целостный) взгляд на нашу историю. Мы – образ наших предков, и не имеем права их подвести. Только таким должно быть патриотическое отношение к нашей истории. И тогда с пути мы не собьемся!
Евгений Чернышёв, Донецк http://vk.com/e_chernyshev».