Дмитрий Лекух:

Цивилизационный разлом

…Оговорюсь сразу: на мой личный вкус — а я этот сатирический журнал пару раз листал «в бумаге» и, разумеется, видел карикатуры оттуда в интернете — Charlie Hebdo выглядит вполне себе отвратительно.

И самый главный его недостаток — он элементарно не смешной.

Отсюда, кстати, наверняка и вся его «смелость» с «эпатажностью»: когда тебе не хватает таланта просто хорошо делать свою работу, тогда и становится необходимым «включать пиар», а любой шум, кроме некролога, тут только помогает.

Тот же Бидструп, к примеру, никогда подобной «грани Charlie Hebdo» не переходил — просто потому, что ему это было не нужно: он здорово и смешно рисовал.

Не в этом дело.

Ситуация вокруг того, что случилось намедни в славном городе Париже, значительно глубже и страшней. И как бы лично я плохо ни относился к этой, будем называть вещи своими именами, помойке — эта история не может быть оправдана по причинам чисто цивилизационным. Это просто неприемлемо, да и всё.

Нельзя стрелять в пианиста.

Просто нельзя.

И не потому, что сами «пианисты» хорошие люди: многие даже из тех, кого я знаю лично, — те ещё подонки.

Это как раз одно из тех безусловных табу, на которых вообще держится вся европейская культура — неважно, французская, англосаксонская, германская, русская — любая. Причём табу глубочайшее — идущее от традиций кельтских «филидов» с их «поносными песнями», которые тоже ой как многим не нравились, и германских «бардов».

И размышлять на тему «а почему это плохо» — это приблизительно как размышлять «а почему плохо спать с матерью или сестрой» или «а чего плохого в гомосексуальном контакте с маленьким мальчиком». Нет, всякое, разумеется, случается, тут кто бы спорил — но человек, даже размышляющий на эти темы, должен понимать, что он, с точки зрения белой европейской цивилизации, просто моральный урод.

Вот и всё.

Это просто цивилизационный выбор.

И полутонов тут не может быть никаких — или так, или, простите, так.

А больше никак.

И что ещё важно: именно те, кто смеётся над «скрепами», «традициями», «сильным государством» и т.д, и т.п., в любом их виде, должны прекрасно понимать, что и «исламский экстремизм» — это точно такой же «модерн» и «постмодерн» по отношению к «традиционному исламу». И что вот эти вот бородатые дядьки с автоматами, которые почему-то пришли их убивать — их духовные братья.

Просто потому что они точно такие же «модернисты», как и сами «борющиеся с замшелым традиционализмом». Который, видите ли, смеет им говорить, что им что-то «нельзя» просто потому, что «нельзя».

Виктор Мараховский:

Не боитесь государства — будете бояться отморозков

…Группа пожилых карикатуристов, зарабатывавших на жизнь Бросанием Вызовов всему любому за гранью вкуса, и двое охранявших их полицейских — погибли на работе. При этом полицейским, чья работа охранять, кого прикажут, не повезло особенно. Что до карикатуристов, то едва ли можно десятилетиями бросаться вызовами как в самые умеренные, так и в самые отмороженные круги общества, и НЕ ожидать, что самые отмороженные круги однажды вызов примут. Собственно, покойники и ожидали: была же у карикатурного журнала охрана.

Но нельзя не отметить и следующее. Если пьяная 15-летняя блондинка в стрингах и ночнушке гуляет ночью по иммигрантскому району, выкрикивая нечто про «чернож**ых чурок», то принимающий её за нарушение общественного порядка и водворяющий в участок патруль спасает её своей маленькой репрессией от куда худшей судьбы.

Поэтому в Российской Федерации как довольно реалистичном государстве — есть законы про оскорбление чувств и разжигание. Их по ошибке считают законами, направленными против креаклиата. На самом деле они защищают креаклиат от общества, ибо не дают наиболее отмороженным общественным кругам ощущать себя единственным рубежом защиты от оскорблений.

В конкретной Франции живут миллионы граждан и понаехавших, которым религиозно-правовые принципы (их так воспитывали) разрешают мстить за оскорбительные карикатуры физическим истреблением.

Следовательно, французское государство, никак не ограничивающее свободное распространение оскорбительных карикатур, отстаивает некий принцип свободы в ущерб реализму.

А далее, в полном соответствии с умным китайским мыслителем, «всё рано или поздно приходит к вырождению». То есть сегодня конкретная западноевропейская страна живёт уже в эпохе, когда — это очень важно — свобода самовыражения креаклиата ограничивается не государственными законами, а тупо страхом перед внеправовой расправой со стороны отморозков.

И никакие толпы соболезнующих этого страха не отменяют.

Отказываясь от монополии на насилие хоть в чём-то, государство передаёт своё право на насилие отморозкам. Это и есть его вырождение.