Как русский баркас победил английский корабль

_________________

     alt   После заключения Тильзитского мирного договора Фрации и России, последняя была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, которую Наполеон Бонапарт объявил Англии. Английские каперы (узаконенные морские разбойники английским правительством) стали нападать на российские торговые караваны и грабить их. Особенно они чувствовали себя безнаказанно в Северных морях.

Однажды в 1810 году архангельская фирма Алексея Попова и сыновей заключила контракт с датским министерством на поставку 55000 четвертей ржи, которая и была отправлена на 55 судах. Среди них находилось судно "Эвплус 2-й” под командой Герасимова Матвея Андреевича. Родился он в Коле Архангельской губернии в 1779 году в семье купца 2-й гильдии. Его отец вёл торговлю с Норвегией, но разорился. И поэтому Матвей Герасимов был вынужден служить шкипером на чужих торговых судах. Так он и оказался на службе фирмы Алексея Попова и сыновья.

Из Архангельска вышли в июле 1810 года. А 19 августа корабль "Эвплус 2-й” наткнулся на английский бриг (двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты, но с одним косым гафельным парусом на гроте). Поморы плавали на баркасах (рыболовные суда) и кочах (торговые суда). Произошла встреча с англичанами недалеко от Норд-Капа. Силы были неравны и Герасимов покорился неизбежному. Англичане взяли русских на буксир, оставив на корабле Герасимова с командой из трёх человек. Надзирать за русскими было поручено английскому офицеру и 7 матросам, которые перешли на русский корабль. Герасимов и его товарищи вели себя так спокойно, что полностью ввели в заблуждение англичан. Они почти совсем не надзирали за русскими. Герасимов ждал удобного момента и дождался.

23 августа поднялась сильная буря, которая отнесла английский бриг на большое расстояние от русского корабля. Герасимов решил воспользоваться случаем. С товарищами они заколотили трюм, где в каюте спали англичане, а трёх дежурных матросов, в том числе и рулевого убили и сбросили с корабля в море. Осовбодившись, команда Герасимова двинулась к берегам Норвегии. 6 сентября они прибыли в норвежский город Вардгуз и сдали пленных англичан коменданту. Сами возвратились в Россию.

Когда Александр I узнал о подвиге Матвея Герасимова, приказал наградить его георгиевским крестом. Награждён он был 27 декабря 1810 года. Матвей Герасимов позже служил поверенным по кольскому литейному откупу, исполнял торговые поручения архангельских купцов. В 1823 году принял участие в походе в звании лоцмана на бриге "Новая Земля” под командой Литке Ф.П. Литке представил Герасимова к награде. Матвей был награждён золотой медалью с надписью "За усердие”, на анненской ленте для ношения на шее.

Умер Матвей Герасимов в Санк-Петербурге. Там он оказался в 1831 году по делу архангельского купца. Но простудился и сильно заболел. 8 февраля 1831 года Матвей Андреевич Герасимов скончался. Ему было всего 52 года. Похоронен на Георгиевском кладбище на Большой Охте.

Это был не первый подобный подвиг. Еще в период правления Петра I Долгоруков Яков Федорович (1639-1720) – государственный деятель, в битве под Нарвой в 1700 г. был взят в плен шведами. А в 1711 г. вместе с товарищами захватил шхуну и приплыл в Таллинн (Ревель). Но Долгоруков был человек военный, а Матвей Герасимов простой мореход.

Подвиг Матвея Герасимова был описан много раз в XIX веке. А писатель-декабрист А.А Бестужев (Марлинский) использовал этот фак в повести "Мореход Никитин”. И подвиг этот достоин, чтобы о нём был снят фильм. Только надо, чтобы нашёлся достойный кинорежиссёр.

Мам. Заринский, "Подвиг морехода Герасимова”, Сев. Пчела, 1849 г., № 178,
"Подвиг морехода Герасимова”, "Морск. Сборник”, 1849 г., № 8
В. Чернышев, "Русский мореход Герасимов ("Журн. Мин. Вн. Дел”, 1849 г., № 5,
"Москвитянин”, 1849 г., № 16, стр. 81—84). — "Подвиг мещанина Герасимова”
Бестужев(Марлинский) А.А. Повести и рассказы. Мореход Никитин. М. Х.Л. 1988

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 2).

Категории:

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА