Захар Прилепин: «Где тут Украина?»

_________________



Для древнерусской литературы было характерно панорамное зрение: когда удивлённый и радостный взгляд писателя перебрасывался из Новгорода в Киев, из Киева в Смоленск, из Смоленска во Владимир.

Эстетика огромного пространства — бесконечное удивление от того, насколько огромна Русская земля.

Помимо здравого смысла, и любых зарубежных перекрёстных источников, не заметивших существования Украины в далёкой древности, всей этой украинской ахинее об их «древней государственности» противоречит древнерусская литература.

Возьмём, к примеру, географию «Сказания о Борисе и Глебе».

Действие происходит в Новгороде (новгородцы не дают убежать Ярославу к варягам), затем на юге, где начинаются печенежские степи (Владимир посылает туда Бориса с войском), затем на западе (на границе с Польшей), и, наконец, на востоке — Волга, куда отправляет Глеб.

Где тут Украина, кто объяснит? Или это всё и есть Украина?

Проблема собственно в одном.

Термины «Россия», «Малая Русь», «Великая Русь» были введены ещё в византийский период — в XI веке (к примеру слово Rossia встречается в 1142 году в переписке византийского императора Иоанна Камнина и германского императора Конрада).

Впервые слово «Русия» использовано в поучении Константина Багрянородного в X веке.

Существует книга Михалона Литвина, написанная ещё в XVI веке — «О нравах татар, литовцев и москвитян»: в ней термина «Украина» ещё нет! В XVI веке, говорю. Есть только «Русь» и «Россия». Причём пишет он и о Поднепровье, и о торговых путях, идущих через Киев.

Литвина, конечно, можно обвинить в том, что его москали подкупили, но беда в том, что её нет вообще ни у кого. Ни в одном иностранном источнике того времени.


Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 14).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА