Трагедия украинской идеи через призму иудаизма

_______________

  Иеровоам устанавливает золотых тельцов и провозглашает независмость от Иудеи. Фаргмент манускрипта, XIV век


«Что было, то будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это уже было в веках, бывших прежде нас» (Еккелесиаст 1:9-10)

Трагические события, развернувшиеся на территории Украины, многих приводят в недоумение – откуда у двух близких народов, которые фактически составляют один народ, говорят на одном языке, столько ненависти друг к другу. Откуда взялась это вражда. Почему одна часть некогда единого народа с такой кровожадностью истребляет другую часть, несмотря на наличие родственных, культурных, личных и деловых связей. Как такое стало возможным и почему. Но, с другой стороны, эти процессы интересны тем, что позволяют нам по-новому взглянуть на события священной истории, на собственном опыте прочувствовать их и по достоинству оценить действия исторических персонажей.

Каждый, кто проявляет глубокий интерес к истории еврейского народа и иудаизму, знает о существовании такой религиозно-этнической группы как самаритяне, об их трудных и неоднозначных отношениях с еврейским народом. И каждый при этом задает себе вопрос, почему самаритяне все же были отвергнуты евреями, и почему их постигла такая незавидная участь.

Для того, чтоб ответить на эти вопросы, следует снова обратиться к священной истории. Устная и Письменная Тора, как мы знаем, даёт ответы на все вопросы всего человечества. В жизни народа Израиля, как и некоторых других народов, был прецедент окраинства. Не желая нести тяготы построения великой империи от Нила до Евфрата, завещанного народу Торой (Берешит 15:8), северные Израильские колена в 928 г. до н. э. откололись от дома Давида и образовали Израильское царство. Они надеялись выиграть от раскола в экономическом отношении – не желали зажиточные северные колена, обеспеченные плодородными землями, удобным физико-географическим положением с выходом к морю и богатыми рыбой озерами кормить бедную скотоводческую Иудею, да еще и заниматься бесконечными военными, инфраструктурными и геополитическими проектами. Хотели они тихой, спокойной, сытой и мирной жизни, «как все народы», как все «цивилизованное человечество». В результате данного раскола народ Израильский не только утратил всяческий контроль над соседними родственными племенами (Эдомом, Моавом, Амоном и отчасти Арамом), но и был ослаблен бесконечной борьбой двух царств на радость соседям и друзьям.

Политический раскол привёл к расколу духовному и уходу большей части раскольников-северян от света Торы – они захотели поклоняться Б-гу так как им вздумалось, а не так, как велит Тора. Мнение Б-га их не интересовало, ими двигала лишь псевдонациональная гордыня и стремление быть самостийными во всем. Израильское царство постоянно вредило Иудее, натравливало на нее языческие племена, грабило и угоняло в рабство население. Чем дальше, тем больше раскольники удалялись от Торы, тем сильнее скатывались в язычество и мракобесие, пока в 722 г до н. э. не были завоеваны ассирийцами. Через два года завоеватели депортировали в Северную Месопотамию десятки тысяч жителей бывшего Израильского царства, в основном самых грамотных и квалифицированных специалистов, а на их место
пригнали кочевников и вавилонян, которые и стали новой местной элитой. Положение и духовный уровень оставшихся израильтян были настолько низки, что они, смешавшись с прибывшими поселенцами, отчасти переняли их обычаи и обряды, образовав новый этнос самаритян или шомронитов, которых евреи часто называли хуттеями.

Распад Ассирийской империи позволил Иудее в 628-622 г. до н. э вновь распространить свое влияние на всю территорию Эрец Исраэль, в том числе и на земли Северных колен и ненадолго вернуть самаритян в русло иудейской традиции, но при первой же возможности после падения Иерусалима и разгрома Иудейского царства в 586 г. до н. э. они вновь уклонились в мерзость окраинства. Самаритяне предпочли дистанцироваться от Иудеев, не желая разделить с ними участь изгнания, снова обособились от них в религиозном и этническом смысле.

Иудеям теперь стало окончательно ясно, что от таких ненадежных и колеблющихся союзников лучше держаться подальше. И не удивительно, что бывшие иудейские пленники после возвращения из Вавилона в 538 г. до н. э. ответили жестким отказом на требование самаритян допустить их к участию в строительстве нового Храма. Они понимали, что иначе мерзость окраинства будет как проказа распространяться на другие этнические и региональные группы еврейского народа.

Вместо того, чтоб, поняв мотивы иудеев, спокойно принять отказ и косвенно поучаствовать в строительстве Храма посредством материальной помощи репатриантам, самаритяне проявили свою гнилую окраинскую сущность сущность, - «сам не гам, и другому не дам», – использовав свое влияние при дворе персидского царя Кира они добились прекращения работ, которые были возобновлены в 520 г. до н. э. уже при новом царе Дарии. Не смотря на все творимые беззакония и причиняемые неприятности, иудеи все же не решались окончательно отторгнуть от себя самаритян. Самаритяне окончательно отмежевались от общины Израиля сами, когда в 322 г до н.э. построили для себя отдельный храм на горе Гризим, поставив во главе своей общины ренегатов из иудеев.

С этих пор самаритяне все время досаждали иудеям даже в ущерб себе, доставляя всевозможные неудобства и неприятности. Мешали паломникам из Галилеи следовать через Самарию; разжигали костры на вершинах гор не в преддверии праздников, как было принято, а в обычные дни, чтобы запутать своих соседей; натравливали на евреев враждебные им племена. Их озлобление породило едва ли не первые в истории антиеврейские наветы. Поверье, пустившее глубокие корни в Самарии, гласило, что в иерусалимском Храме, в месте, где должен находиться "арон ха-кодеш" (вместилище Торы), евреи прячут человеческий скелет и тайно ему поклоняются. Самаритяне находили особое удовольствие в том, чтобы осквернять иерусалимский Храм, разбрасывая вокруг него кости людей и животных, что должно было еще больше подчеркнуть "мерзость" этого места. Самаритяне не участвовали в восстании Хасмонеев, а в правление Гиркана I Иоханана вошли в коалицию нееврейских городов против иудеев. Они легко отказывались от веры и еврейского происхождения, когда им было это выгодно; во время гонений греческого сирийского царя Антиоха Эпифана не только поддержали репрессии против Народа Торы, но и посвятили свое святилище на горе Гризим греческому богу Зевсу. И не удивительно, что это языческое святилище эллинского божества, которое даже номинально перестало быть храмом Всевышнего, в 127 гг. до н. э. было разрушено иудейским царем Иохананом Гирканом – в Эрец Исраэль не должно было быть мест отправлений языческих культов.

Завоевав самаритян, Хасмонеи не только спасли их от окончательной эллинизации, но и позволили им оставаться собой; они не были насильно обращены к Иерусалиму. В этом видится великая мудрость Хасмонеев. Они обратили в иудаизм все покоренные родственные племена – идумеев, иетуреев и другие народности Галилеи, часть моавитян и аммонитян Заиорданья, но не стали обращать в иудаизм Самаритян. Хасмонеи видели заложенные в родственных языческих народностях искры святости, которые можно раскрыть, а в самаритянах, потомках северных израильских колен, они видели только несправедливую ненависть и озлобление. Поэтому, даже взяв самаритян под контроль, евреи предпочли держать с ними дистанцию. Получив благодаря Хасмонеям относительную религиозную свободу, (он беспрепятственно отправляли свой культ, строили свои синагоги и приносили жертвы на горе Гризим, правда без храма) они, как и прежде, продолжали вредить иудеям.

Самаритяне уклонились от участия в Первой Иудейской войне 66-73 г н. э., а при восстании Бра-Кохбы 132-135 г. снова показали себя ненадежными союзниками, войдя в сговор с римскими оккупантами. Они были щедро вознаграждены римлянами за свое предательство. В течение двух столетий – со второго по четвертое – самаритяне были доминирующим этносом Палестины. Евреи, потерпевшие сокрушительное поражение во время двух повстанческих войн и совершенно обескровленные, не составляли им конкуренции.

Самаритяне беспрепятственно расселялись на опустевшей земле, – следы их присутствия археологи обнаруживают по всей территории Израиля: от Кармеля на севере до Иудейской пустыни на юге, от Кесарии на западе – до Бейт-Шеана на востоке. Но шомрониты не учли того, что они интересны оккупантам только как орудие против еврейского народа. Как только евреев в Эрец Исраэль не стало, были раздавлены и самаритяне. В 484 и 529 годах хуттеи полностью повторили судьбу преданных ими братьев евреев.

И все же, не смотря ни на что, самаритяне не были окончательно отвергнуты иудейскими мудрецами, которые часто рассматривали их как оступившихся евреев. Самаритянин, если он отказывался от своей ереси, легко становился евреем, и гиюр для него не был настолько сложен, как для представителя других народов. Самаритяне сами погубили себя своей ненавистью, своим окраинством, и, в конце концов, практически исчезли с лица земли. Ныне очень удивляет позиция многих евреев, в т. ч. религиозных, которые искренне сочувствуют самаритянам, позабыв о том, что все их проблемы на протяжении последних трех тысяч лет прямо или косвенно порождены этими братьями, их неуемным стремлением к самостийности, их окраинством. Современные евреи забыли, что благодаря этим братьям Еврейская империя от Нила до Евфрата, строительство которой было завещано Аврааму Торой, была убита в 928 г. до н. э., едва родившись. Эти братья убили уникальный шанс влияния на мир, на всю мировую цивилизацию. И получили что заслужили. Борух Ашем.

Максим Иващенко

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.3 (всего голосов: 6).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА