Наш паровоз в кювет летит

_________________


Вы не поверите, но он добрался! Первый экспериментальный контейнерный поезд Украина – Китай, отправленный 15 января по альтернативному «шёлковому пути» в обход России, через два моря и четыре границы, 29 числа достиг Поднебесной.

Добраться-то он добрался, вот только с двухдневным опозданием, с вынужденным отклонением от маршрута, и себе в убыток. Эксперимент показал, что поезд преодолеть столь длинный путь с препятствиями может. И это все хорошие новости. На деле, транскаспийский маршрут оказался сродни операции по удалению гланд автогеном через задний проход – зрелищно, дерзко, но практическая ценность нулевая. Подсчитали – прослезились. С точки зрения затрат и конкурентоспособности альтернативный «шёлковый путь» вдрызг проигрывает обыкновенным сухопутным перевозкам по территории России.

Первым неприятным фактом, с которым столкнулись нетрадиционные негоцианты, грозил похоронить эксперимент ещё на старте: состав оказался загружен едва ли наполовину. Из-за этого, паромная компания отправила паром из Ильичёвска не прямо в Грузию, как было намечено первоначально, а в болгарскую Варну, чтобы там загрузить судно другими товарами. Пока происходила погрузка, разыгрался шторм, из-за которого паром вынужденно провёл в Варне двое суток, что и стало причиной опоздания.

Помнится, ещё до отправления контейнерного поезда, глава украинского министерства инфраструктуры Снитко строил планы на то, что поезда должны загружаться китайской и европейской продукцией, поскольку одних только украинских товаров недостаточно для окупаемости «шёлкового пути». Но после первой же экспериментальной поездки эксперты считают, что все надежды, возлагаемые на контейнерный поезд, являются признаком низкой компетенции, поскольку поставщики из Китая, КНДР и Европы могут наглядно убедиться, что традиционные маршруты через территорию России или морским путём обойдутся значительно дешевле нестандартных украинских.

Так, сообщается, что цена доставки по территории России одного 40-футового контейнера от станции Достык на границе Казахстана и Китая, до пограничной станции Чоп на западе Украины, обойдётся в $3900. Тогда как перемещение такого же контейнера по транскаспийскому маршруту, по которому двигался экспериментальный поезд, обойдётся всего-то в $7950.

Не знаю, убедил ли поставленный эксперимент его устроителей, что проект альтернативного «шёлкового пути» ожидаемо оказался мертворождённым, во всяком случае, разумным аргументов — более чем достаточно. Если Украина (как гласят её официальные источники) раньше отправляла в Китай около 24 миллионов тонн грузов в год через территорию России, то теперь хождение полупустых поездов в обход и по цене в два раза выше представляется попыткой пропустить верблюда сквозь игольное ушко.

А вот ещё одна пэрэмога, также связанная с потерей российского рынка и с железными дорогами.

Грузовое вагоностроение, ещё недавно приносившее Украине значительные валютные поступления и выводившее страну в мировые лидеры по отрасли, упало – внимание! – в 50 раз.

За 2015 год на Украине произведено 1054 вагона, что в 6 раз меньше производства 2014 года и в 50 раз меньше, чем производство пикового, 2011 года, когда суммарный объём выпуска украинскими предприятиями составил 52700 новых вагонов.

По данным Concorde Capital, в 2000-х Украина была мировым лидером по экспорту железнодорожных вагонов, выйдя на пик производства в 2010 – 2011 годах и получая выручку в $3 млрд в год.

Сегодня, грузовые вагоны производят три предприятия: Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), Азовмаш, Днепровагонмаш. Стахановский вагоностроительный завод находится на территории ДНР и уже включён в программу российского импортозамещения.

Из оставшихся трёх заводов, по сути, работает только КВСЗ, но его загрузка составляет всего 3%, причём его доля среди украинских производителей грузовых вагонов составила 39% в 2015 году. Днепровагонзавод за 9 месяцев прошлого года сократил выручку в 7 раз, до 52 млн. гривен, понеся при этом чистый убыток в 76 млн. гривен. Азовмаш практически забросил вагоностроение, пытаясь заработать на производстве оборудования для металлургии и получить оборонные заказы.

Основным источником прибылей украинских вагоностроителей были экспортные поставки с основным рынком сбыта в России. Так, в 2011 году, из почти 53000 произведенных вагонов на экспорт ушло 44000, из которых 39000 купила Российская Федерация.

Впрочем, к 2012 году в России появились два собственных производства вагонов, в результате чего спрос на украинские упал, но даже в 2013 году Украина выпустила более 25000 железнодорожных вагонов, из которых почти ¾ купила Россия, что куда лучше показателей за 2014 год, когда их производство упало в 5 раз. В течение 2015 года Россия ещё приобретала на Украине небольшие партии специализированных вагонов КВСЗ. Однако, ожидаемого прорыва на европейский рынок не произошло в связи с различием в стандартах и низкими объёмами заказов, если не считать копеечных сделок со странами Балтии, а с дешёвыми китайскими вагонами украинские конкурировать неспособны.

Перспективы внутренних заказов от Укрзализныци оптимизма тоже не внушают. Против планируемого повышения тарифов на перевозки по ЖД на 15% выступают украинские металлурги и химики, тогда как сама УЗ катастрофически страдает от недофинансирования. Существует целевая программа на стадии проекта – разместить госзаказ по линии Кабмина на производство и приобретение 20000 новых вагонов за счёт бюджета или за счёт эмиссии. Цена вопроса – $1 млрд. Но подобная практика идёт вразрез с требованиями МВФ, поскольку эмиссия Нацбанка угрожает и без того шаткой курсовой стабильности.

Короче, без нормализации отношений с Россией, все альтернативы выглядят хватанием за любую соломинку, а ранее не бедствовавший национальный производитель того и гляди протянет ноги. Но с майданной властью будет только так – от плохого к худшему.



Александр Ростовцев.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.9 (всего голосов: 18).

Категории:

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА