В моих статьях я уже обращался к важной для читателей книге Джона Перкинса «Исповедь экономического убийцы». «Экономический убийца» — это оперативный сотрудник, который «подсаживает» руководство развивающихся стран на реализацию дорогостоящего плана экономического развития или крупного проекта.
Он убеждает правительство той или иной страны, что заем крупных сумм из американских финансовых институтов в целях финансирования проекта приведет к подъему в стране уровня жизни. Заемщика заверяют в том, что реализация проекта позволит увеличить ВВП, налоговые поступления и что этот рост позволит безболезненно погасить кредит.
Однако план разработан таким образом, чтобы завысить прогнозируемые выгоды с тем, чтобы страна-должник не смогла выплатить основную сумму долга и проценты. Как пишет Перкинс, планы основаны на «сознательно искаженном финансовом анализе, завышенных прогнозах прибыли и фальсификации бухгалтерских подсчетов» и, если этот обман не срабатывает, в ход идут «угрозы и взятки» для того, чтобы заключить сделку.
Следующим шагом в этом мошенничестве становится появление Международного валютного фонда. МВФ говорит стране-должнику, что «спасет» ее кредитный рейтинг путем предоставления займа для погашения задолженности. Однако заем от МВФ — это отнюдь не форма помощи. Просто задолженность страны перед банками сменяется задолженностью перед МВФ.
Для погашения долга перед МВФ страна обязана принять и осуществлять план «жесткой экономии» и согласиться на продажу национальных активов в руки частных инвесторов.
«Экономия» означает сокращение пенсий, социальных выплат, занятости и заработной платы, а также секвестирование бюджета для погашения долга перед МВФ. Приватизация государственных активов означает распродажу нефтяной отрасли, запасов сырья, земли, общественной инфраструктуры для погашения долга. Условием сделки обычно бывает заключение межгосударственного соглашения с США под эгидой ООН и согласие на размещение американских военных баз.
Иногда лидер страны отказывается от навязываемого проекта или от введения режима «жесткой экономии» или от осуществления приватизации. Тогда, если взятки не срабатывают, США посылает «шакалов» — наемных убийц, которые устраняют препятствия для реализации планов по разграблению страны.
Книга Перкинса вызвала сенсацию. В ней было показано, что «благожелательная помощь и поддержка» США в отношении бедных стран является лишь предлогом для махинаций по их разграблению. Книга разошлась тиражом больше миллиона экземпляров и держалась в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс» в течение 73 недель. Сейчас автор переиздал эту книгу с добавлением 14-ти новых глав и 30-страничным перечнем акций «экономического убийцы» за период 2004—2015 гг.
Перкинс показывает, что несмотря на его разоблачения, ситуация значительно ухудшилась, и в настоящее время действия «экономических убийц» уже распространяются на сами страны Запада. Население Ирландии, Греции, Португалии, Испании, Италии и даже Соединенных Штатов подвергается сейчас грабежу со стороны этих «убийц».
В исследовании говорится, что США являются «исключительными» только по необузданному насилию, которое они применяют ко всем странам, которые позволяют себе не соглашаться с ними. В одной из новых глав рассказывается о Франсе-Альбере Рене, президенте Сейшельских Островов, который угрожал раскрыть факты незаконного и бесчеловечного выселения жителей острова Диего-Гарсия англичанами и американцами — для последующего строительства там авиабазы, с которой Вашингтон мог бомбить «страны-изгои» Ближнего Востока, Азии и Африки. США отправили целую команду «шакалов» с целью убийства президента Рене, но акция сорвалась. Все киллеры, за исключением одного, были пойманы, осуждены и приговорены к расстрелу или длительным срокам тюремного заключения. Однако за многомиллионную взятку Рене их освободил. Он понял, что не стоит ждать «второго звонка», и стал сговорчивым.
В первом издании своей книги Перкинс рассказывал о том, как «шакалы» устроили авиакатастрофы для того, чтобы избавиться от «несговорчивого» президента Панамы Омара Торрихоса и эквадорского президента Хайме Рольдоса Агилеры. Когда Рафаэль Корреа стал президентом Эквадора, он отказался выплачивать некоторые незаконные долги, которые были возложены на Эквадор, закрыл крупнейшую военную базу Соединенных Штатов в Латинской Америке, вынудил американские нефтяные компании пересмотреть несправедливые условия контрактов, приказал Центральному банку использовать средства, депонированные в банках США, для финансирования государственных проектов, и последовательно выступал против вашингтонской политики установления гегемонии в Латинской Америке.
Тем самым он «напросился» на то, чтобы стать первоочередной мишенью для свержения со своего поста или убийства. Однако Вашингтон только что сверг в результате военного переворота демократически избранного президента Гондураса Мануэля Селайю, чья политика была направлена на рост благосостояния народа и ограничение иностранного влияния. Не желая обострения обстановки и роста антиамериканских настроений в связи с организацией подряд двух военных переворотов против президентов-реформистов, ЦРУ, чтобы избавиться от Корреа, обратилось к эквадорской полиции.
Возглавляемые выпускником печально известной «школы Америк» (SOA) вооруженные подразделения полиции выдвинулись к президентскому дворцу для свержения Корреа, но этот путч был подавлен эквадорской армией. Тем не менее, Корреа понял смысл этого «послания». Он отменил свои претензии в отношении американских нефтяных компаний и объявил, что правительство будет распродавать на аукционе огромные территории тропического леса нефтяным компаниям. Он закрыл «Фонд Пачамама» — организации, призванной сохранить эквадорские джунгли и места обитания коренного населения.
Западные банки, поддерживаемые Всемирным банком — еще более беспощадные грабители, по сравнению с нефтяными и лесопромышленными компаниями.
Перкинс пишет: «За последние три десятилетия шестьдесят беднейших стран мира выплатили 550 млрд. долларов в зачет долга и процентов по предоставленным кредитам, составившим 540 млрд. долларов. Однако по тем же самым кредитам „нагорели“ проценты и „проценты на проценты“, и на нынешний момент это составляет астрономическую сумму в 523 млрд. долларов — то есть долги, с учетом уже выплаченных сумм, в два раза превышают сумму кредита!
Расходы на обслуживание долга превышают в этих странах расходы на здравоохранение и образование, и в двадцать раз выше суммы, которую они получают ежегодно в качестве „иностранной помощи“.
Кроме того, проекты Всемирного банка принесли неисчислимые страдания беднейшим людям планеты. Только за последние десять лет за неуплату налогов и коммунальных платежей 3,4 миллиона человек были силой выкинуты из их домов и квартир; подчиняясь воле Всемирного банка, правительства в этих странах отдавали приказы полиции и армии избивать, пытать и убивать сотни тысяч протестантов, выступавших против антинародной политики».
Перкинс описывает, как Боинг ограбил налогоплательщиков штата Вашингтон. Используя лоббистов, взятки, шантаж и угрозы передислокации производства в другой штат, Боингу удалось добиться от законодательного собрания штата Вашингтон предоставления налоговых льгот, в результате чего 8,7 млрд. долларов из бюджета штата (деньги, предназначенные для здравоохранения, образования и других социальных услуг) перекочевали в карманы владельцев компании. Огромные субсидии, которые в законодательном порядке перечисляются для «поддержки» корпораций и банков, также являются формой грабежа налогоплательщиков, полностью копирующего акции «экономических убийц».
Больная совесть Перкинса не дает ему покоя, и он до сих пор страдает из-за того, что работал «убийцей» в интересах Империи Зла, — занимался грабежом, который теперь обратился против самих американских граждан. Он сделал все, что было в его силах, чтобы загладить вину, но делает вывод, что система эксплуатации и грабежа разрослась до таких гигантских размеров и стала теперь настолько обыденным явлением, что ее уже и не скрывают. Он пишет:
«Главные перемены заключаются в том, что система „экономических убийц“ работает сейчас в США и других экономически развитых странах. Она стал повсеместной. И появились тысячи новых вариантов по каждому из орудий „убийства“, которые использовались раньше. Сотни тысяч новых „убийц“ работают сейчас во всех уголках земного шара. Они создали по-настоящему глобальную империю. Они работают открыто и тайно. Эта система настолько глубоко укоренилась и приняла такие всеобъемлющие масштабы, что рассматривается сейчас как „нормальный способ ведения бизнеса“ и уже не настораживает большинство граждан».
Людей так беспощадно ограбили в результате перевода рабочих мест за рубеж и чудовищной задолженности перед банками, что резкое снижение потребительского спроса привело к падению доходов компаний и банков. Соответственно, капитализм принялся за эксплуатацию самого Запада.
Столкнувшись с возрастающим сопротивлением, система «экономического убийства» вооружила себя «Патриотическим актом», военизированной полицией, новыми технологиями слежки и шпионажа, засылкой провокаторов и саботажников в движение «Захвати Уолл-Стрит» и новыми «приватизированными» (частными) тюрьмами.
Демократический процесс был подорван решением Верховного Суда о снятии ограничений на финансирование выборов частными компаниями и другими судебными вердиктами; «комитетами политических действий», финансируемыми корпорациями; и такими организациями, спонсируемыми олигархами, как «Американский законодательный совет». Огромные штаты адвокатов, лоббистов и аналитиков нанимают для того, чтобы легализовать коррупцию, а проституированные СМИ работают день и ночь, чтобы убедить доверчивых американцев, что выборы не подтасовываются, и американская демократия по-прежнему в силе.
Мэтт Пеппе в статье, опубликованной 19 февраля, сообщает, что американскую колонию Пуэрто-Рико «вгоняют в могилу» для того, чтобы удовлетворить требования иностранных кредиторов.
Аэропорт, как и все основные автомагистрали страны, были приватизированы и переданы на 40 лет консорциуму, образованному инвестиционным фондом, который принадлежит всемогущему банковскому конгломерату «Goldman Sachs».
Пуэрториканцы теперь будут платить налоги за пользование инфраструктурой не государству, а американскому банку. А правительство, для пополнения оскудевшего бюджета, подняло на 64% налог с продаж (сейчас он составляет 11,5%). Повышение этого налога дает эквивалентный рост инфляции и, как результат, резкое снижение реальных доходов населения.
В настоящее время единственная разница между капитализмом и бандитизмом состоит в том, что капитализм преуспел в легализации своего разбоя и грабежа.
В отличии от мафии, он может безнаказанно диктовать любые условия. Перкинс наглядно показывает, что Империя Зла зажала весь мир в тисках «экономики смерти». Он приходит к выводу, что «нам нужна революция для того, чтобы похоронить экономику смерти и зародить экономику жизни». И не ждите, что вам помогут в этом политиканы, неолиберальные экономисты и проституированные СМИ!
Перевод Н. Иванова
Робертс Пол Крейг (Paul Craig Roberts) — род. 3 апреля 1939 года, Атланта (Джорджия) — американский экономист, политический и экономический обозреватель.