Что украли США у СССР во времена космической гонки

_________________


Сегодня в сознании большинства граждан прочно обосновалась уверенность в том, что американцы ничего украсть у россиян не могут, да и не будут. Ведь фильмы у них -  высокобюджетные, а музыка известна на весь мир, да и вообще – они белые и пушистые зайчата. Однако это не так, а история спешит подтвердить данный тезис добротным примером.

Если гимн США и взаправду не был положен на мотив русской песни «Хасбулат удалой», так как музыка к нему была написана задолго до известной элегии Аммосова, то нагло воровать у советского кинематографа американцы не стеснялись, несмотря на холодную войну, а может быть, даже благодаря ей.



12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории полёт человека в космос, осуществив тем самым вторую победу Советского Союза над США в космической гонке. Первая победа, как известно, имела место быть ещё 4 октября 1957 года, когда Советским Союзом был запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли, получивший весьма простое название «Спутник-1».

Сегодня день Космонавтики отмечает не только Россия. В апреле 2011 года на специальном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, которая провозгласила 12 апреля – Международным днём полёта человека в космос. Ну а Юрьеву ночь, которая также призвана чествовать подвиг Юрия Алексеевича Гагарина, отмечают по всему миру с 2001 года.

Однако в 1961 году Советский Союз не только отправил в космос Гагарина, но и совершил ещё один прорыв, связанный с космосом, о котором мало кто имеет честь знать. А зря. В 1961 году советский режиссёр-фантаст (можно сказать единственный, к кому применимо данное определение) Павел Клушанцев, уже известный на Западе и во всём Советском Союзе, снял на Ленинградской киностудии научно-популярных фильмов картину «Планета бурь», повествующую о совместной советско-американской экспедиции на Венеру.


 


За 4 года до этого Павел Клушанцев прогремел на весь мир лентой «Дорога к звёздам», где он впервые в истории кинематографа совместил элементы научно-фантастического игрового кино и научно-популярного фильма. В этой картине Клушанцев применил спецэффекты, ранее не виданные в мировом кинематографе. Картину показывали на американском телевидении, где её и увидел будущий великий американский режиссёр Стэнли Кубрик, который позаимствовал некоторые технические приёмы у Клушанцева для своей «Космической одиссеи 2001». Впоследствии Стэнли Кубрик называл советского режиссёра своим учителем и главным идейным вдохновителем.



Однако если Кубрик попросту позаимствовал кое-какие эффекты, создав абсолютно новую картину, да и особо не отрицал вклада советского режиссёра в своё творчество, то Роджер Корман с «Планетой бурь» обошёлся более грубо.  

США в 1961 году в числе других 28 стран закупили новаторскую «Планету бурь», однако, в кинотеатрах показывать этот фильм не стали. Вместо этого студия Роджера Кормана перемонтировала советскую ленту, досняв самостоятельно некоторые эпизоды, и выпустила её на большие экраны в 1965 году под заголовком «Путешествие на доисторическую планету». Советским актёрам, кадры с которыми остались в «американской» версии, дали западные имена, а о том, что это лента произведена в СССР, в титрах упомянуто не было.

Воровство? Ещё какое! Но на этом американские киноделы не остановились. Так, в 1968 году тогда ещё неизвестный режиссёр Питер Богданович вновь перемонтировал «Планету бурь», добавив в неё кадры из другого советского фантастического фильма «Небо зовёт» (1959), озаглавив «американскую» версию «Путешествие на планету доисторических женщин». Из картины были удалены эпизоды, доснятые студией Кормана, и добавлены новые. Советский Союз вновь никак не упомянули.

К чему я всё это? Всё-таки в США уже давно признали вклад Павла Клушанцева в мировую кинофантастику, да и советскому режиссёру на Западе посвящено немало книг. Просто дело в том, что о Павле Клушанцеве мало кто знает сегодня в России. Многие соотечественники даже не подозревают, что неизвестный ныне советский режиссёр настолько популярен на Западе. Не подозревают они и о том, что над некоторыми спецэффектами Клушанцева до сих пор ломают голову в США, не понимая «как он это сделал». Особенно обидно, что о Клушанцеве не помнят, учитывая тот факт, что вначале 90-ых Джордж Лукас, посещая Москву, попросил чиновников от кино познакомить его с Павлом Владимировичем, называя его «крёстным отцом» «Звёздных войн», однако московские чиновники лишь пожали плечами, не понимая о ком идёт речь.

Франшиза «Звёздные войны» сегодня очень популярна, поэтому я предлагаю всем её фанатам ознакомиться с творчеством предтечи, чей вклад признал сам Джордж Лукас. Это было бы справедливо, а нашим чиновникам от кино стоит следующего 12 апреля провести ретроспективу фильмов Павла Клушанцева, познакомив зрителя с этим великолепным режиссёром, принявшим непосредственное участие в космической гонке между СССР и США, но так, как умел – снимая кино.



Автор: Савелий Панфилов

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 8).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА