Белорусы против литвинов: украинский сценарий для Минска
Продолжающийся кризис на Украине наглядно показывает, что в постсоветской республике живут две политические нации: русские и украинцы. При этом у русского вполне может быть фамилия Шевченко, а у украинца — Иванов. Дело здесь не в этничности, а в политической позиции. К примеру, Наталья Поклонская и Надежда Савченко имеют одинаковое этническое происхождение (бывший прокурор Крыма родом из-под Луганска), однако для одной героем является Николай II, а для другой — Степан Бандера.
В Белоруссии наблюдается примерно такое же, пусть и не столь выпуклое, разделение общества на две нации: белорусов и литвинов. Белорусы считают себя частью Русского мира / общерусской цивилизации / русского народа (возможны различные формулировки), говорят на русском языке и видят свои корни в Древней Руси. Литвины же категорически отрицают собственную русскость, воображая себя частью «Западного мира», пытаются «размаўляць на мове» и выводят свою родословную из Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
Этноним «белорусы» происходит из общерусской триады великорусы-малорусы-белорусы, сложившейся в Российской империи. Корень -рус- с самого начала раздражал местечковых националистов, а потому они отчаянно пытались переименовать белорусов сначала в кривичей, а затем — в литвинов (так в Великом княжестве Литовском называли всех подданных вне зависимости от их этнического происхождения). Последняя попытка провести всеобщую «литвинизацию» была предпринята самостийниками сразу после развала Советского Союза, однако и тогда подавляющее большинство граждан РБ предпочло сохранить своё исконное русское имя — белорусы.
Убедившись в невозможности навязать всем жителям Белой Руси литвинскую идентичность, «свядомые» товарищи договорились придерживаться такой формулы: литвины — это предки белАрусов (соединительная гласная «а», невозможная в литературном русском языке, должна, по мнению «свядомых», придать общерусскому этнониму щепотку самостийности). Поэтому литвинов можно также называть «беларусами», противопоставляя их белорусам.
Численное соотношение русских белорусов и литвинов-беларусов можно примерно определить по следующим данным. Согласно результатам социологического опроса, приведённого зарегистрированным в Вильнюсе Независимым институтом социально-политических и экономических исследований, «ровно две трети белорусов считают, что белорусы, русские и украинцы — это три ветви одного народа, что это разные народы считают 27,1%». По сообщению министра внутренних дел Белоруссии Игоря Шуневича, две трети белорусских граждан, участвовавших в боевых действиях на территории Новороссии, воевали на стороне ДНР и ЛНР, и одна треть — на стороне украинских карателей. Таким образом, белорусы, придерживающиеся общерусских взглядов, составляют большинство населения Белоруссии, при этом количество литвинов, вопреки мнению многих российских экспертов, весьма значительно.
Политические взгляды белорусов и литвинов расходятся по двум основным вопросам: геополитической ориентации Белоруссии и статусу русского языка. Белорусы выступают за союз с Россией и свободное пользование русским языком, литвины — за вступление РБ в Европейский союз и насильственную языковую «белорусизацию».
Политический антагонизм между белорусами и литвинами на сегодняшний день сглаживается благодаря тому, что президент РБ Александр Лукашенко проводит линию «и нашим, и вашим». С одной стороны, Белоруссия участвует во всех интеграционных проектах, инициированных Россией, с другой — неуклонно дрейфует на Запад. С одной стороны, русский язык имеет в Белоруссии статус государственного, с другой — в республике проводится постепенная «белорусизация».
Впрочем, стычки между белорусами и литвинами периодически происходят. Так, в феврале 2015 года СМИ сообщили об инциденте, произошедшем в Барановичах: употребление гостями свадьбы «роднай мовы» вызвало крайне негативную реакцию у большинства присутствующих на праздничном мероприятии, в результате чего дело дошло до драки. А в июле этого года на минском рынке «Экспобел» активисты прозападной организации «Молодой фронт» подрались с белорусами, подошедшими к хлопцам с «Погоней» со словами: «Мы русские, и это наша земля».
С нашей точки зрения, после смены политического руководства в Белоруссии конфликт «белорусы vs. литвины» существенно обострится. Причём произойдёт это вне зависимости от того, кто займёт кресло президента РБ — представитель сегодняшней оппозиции или преемник Лукашенко, поскольку и тот, и другой гипотетический президент будет придерживаться «литвинского» курса и, соответственно, действовать вопреки чаяниям белорусского большинства.
Если антирусская направленность оппозиции очевидна всем, то относительно «команды Лукашенко» у многих (особенно в России) имеются совершенно непростительные иллюзии. Дескать, «батька» поставит вместо себя такого же пламенного сторонника интеграции с Россией, как он сам. На самом деле Лукашенко сегодня является единственным номинально пророссийским политиком в высших эшелонах власти Белоруссии, всё его окружение (сформированное, безусловно, самим Александром Григорьевичем) ориентировано на Запад. Такая конструкция очень удобна при выпрашивании у Москвы дешёвых энергоносителей и безвозвратных кредитов. «Я тут единственный за Россию, берегите меня, а то придут западники», — лукаво говорит «батька» представителям российского истеблишмента.
Проблема, однако же, в том, что кроме западников прийти некому. Так, на сегодняшний день наиболее вероятным преемником Лукашенко видится нынешний министр иностранных дел РБ Владимир Макей, который в 2013 году не исключил, что Белоруссия в обозримом будущем может вступить в Европейский союз, а недавно, находясь с официальном визитом в Польше, заявил о желании «уйти от сильной зависимости от России». Как на политику такого президента-литвина отреагирует белорусское большинство? Очевидно, что резко негативно.
При этом на данный момент у сторонников общерусского единства в Белоруссии нет никаких политических и даже общественных институтов, отстаивающих их интересы. В случае обострения ситуации белорусы окажутся полностью беззащитными перед литвинами, за спиной которых стоит разветвлённая инфраструктура западных НКО. Сегодня, как и в далёкие времена литовско-польского господства на Белой Руси, единственная надежда белорусов — это помощь из братской Великороссии. Российской Федерации следует взять под своё крыло белорусское большинство, являющееся стабилизирующим фактором в западной части Русского мира. В противном случае расколотая на две нации Белоруссия рискует повторить путь Украины, где украинская политическая нация во всех смыслах слова уничтожает русскую.