Мемы практически невозможно придумать. Они рождаются сами по себе, независимо от желания их невольных «авторов». «Мопед не мой, я просто объяву разместил», «говно мамонта», «клоун у пидарасов», «внезапно», «капитан Очевидность», «Карл!» – все это богатейшее наследие возникло спонтанно и распространилось в тырнете как смысловой вирус.
Само собой разумеется, есть и мемы «второй революции на майдане».
«Псковский спецназ», который распял в сауне Дмитрия Булатова, «кетайский видеорегистратор», зафиксировавший странное поведение Черновол перед «пластической операцией» и, конечно же, «анижедети». Автором последнего мема является Инна Богословская – «регионалка», которая на лету переобулась и стала истерическим сподвижником «революции гидности». Мем родился в ходе многочисленных интервью Инны Германовны, которую на расово правильных интернет-форумах называли «силедкой». На вместилище кристально чистых идиотов «Украинской правды» («ФУП») Богословскую даже предлагали убить особо жестоким и циничным способом. Тогда Инна активно «топила» против Юлии Тимошенко, что и обусловило подобную, абсолютно естественную для «ФУПа» реакцию. ГПУ даже возбудила уголовное дело по данному инциденту, однако внезапно все рассосалось.
Так вот, когда состоялось каноническое «избиение детей, собравшихся на европейском майдане» (эта знаменательная дата еще впереди – 30 ноября), на всех телеэкранах страны орала Инна Германовна в своем фирменном стиле – «шо вы делаете, ани же дети». Выражение подхватили практически все комментаторы, уже тогда предвкушавшие «печеньки Нуланд», и возник мем – «анижедети».
Но Богословская на этом не остановилась, поскольку работала в стиле «вселенско-галактического плача», еще более эмоционально, чем человек, требующий «запилить дверь обратно». В результате появился локальный майданный мем «звырячепобыття». Соотносительно с «анижедетьми» мем работал безотказно: «звырячепобыття анижедетей». Все, дни Януковича оказались сочтены, и «миллиарды киевлян вышли на майдан».
Три года Богословская была суха, как пустыня Гоби и не рождала ничего. Она спорадически вела свой уютный бложик на «Украинской правде», где ее регулярно «обкладывали х...ми» как сторонники майдана, так и скрытые «агенты Путина». Но вот в третью годовщину #гидности Инну Германовну накрыло вдохновение, что нашло свое выражение в появлении уникального анатомического текста с готовым мемом уже в заголовке: «21 ноября – украинское «очко»?».
В принципе, сам текст уже можно было не читать. За исключением последнего абзаца, где явно возбужденная чем-то (возможно, «специальными препаратами») Инна Богословская броско и ярко предсказала условия возникновения «счастливого очка». Так появился мем «счастливое очко майдана».
Он бы не получил широкого распространения, в первую очередь на «ватных ресурсах», запестревших различными демотиваторами на тему «счастливого очка Богословской», если бы не уникальное стечение обстоятельств.
Во-первых, дискурс о результатах третьей годовщины второго майдана завел нацию в тупик. Сама постановка вопроса – а что вам дал майдан? – была признана провокационной и раскалывающей «единую украинскую громаду». «Эксперды» телеканала «112» в ходе обстоятельного «срача» в прямом эфире пришли к логичному выводу, что была задействована «сурковская разработка по дестабилизации страны» (#shatun, #vodka, #balalayka).
Была выработана общая концепция правильного освещения итогов «революции». Согласно ей майдан был признан некой иррационально-благостной субстанцией, самоценной и самоопределяющей априори. Любые попытки рационально объяснить его итоги заканчиваются обвинениями в «работе на Путина». И блог Инны Богословской, исполненный в стиле «поздний приход», который «накрыл», очень удачно вписался в концепцию «непознаваемой сущности евромайдана». Категории «счастья», «удачи» и «очка» при правильном смешении дали поразительный вариант, явно претендующий на «национальную идею».
Во-вторых, Инна Германовна совершенно органично произвела смысловую подмену понятий. Число 21 принято считать счастливым. «Очко» – это и карточная игра, цель которой набрать 21 очко, и одновременно обозначение анатомической детали, в которую «карали» не совсем удачливого игрока. В контексте «революции достоинства» и «европейских перспектив Украины» мем Инны Германовны «счастливое очко» заиграл новыми, глубокими смыслами.
В-третьих, зияющая пустота центральной улицы Киева, которая в праздничный день «свободы и достоинства» должна быть заполнена «истинными творцами гражданского общества», повергла расово правильных патриотов в состояние некой унылости. Даже спорадические набеги на многострадальные «офис Сбербанка» и «офис Медведчука», оказавшийся то ли каморкой сантехника, то ли салоном красоты, не подняли настроение «активным патриотам прямого действия». Не было идеи, которая должна обогащать их «прямые действия» смыслом. И она (идея) появилась. Другими словами, «счастливое очко» было востребовано.
В результате в третью годовщину «революции достоинства» Инна Германовна непроизвольно родила свой третий по счету мем, который точно воспроизвел на интеллектуальном уровне потребность гражданского общества в революционной «анальной эротике» (Зигмунд Фрейд).
Александр Зубченко