Хлебный бунт в Петербурге сорвался из-за устаревших методичек

_______________

 


Ирина Алкснис


Очередная буря в стакане воды разразилась в Рунете: стало известно, что Питеру грозит хлебный голод!

В реальности под этим громким – и ужасающим – заголовком скрываются вполне прозаические и даже весьма позитивные для страны процессы.

Как известно, в России в этом году собран рекордный урожай зерновых. Кроме того, также общеизвестно, что за последние годы наша страна стала одним из крупнейших в мире экспортеров зерна.

Сочетание данных двух обстоятельств дает закономерную сумму: в данный момент у российских аграриев горячая пора по выполнению своих обязательств по экспортным контрактам.

Однако из-за этого в Петербурге у ряда мукомольных предприятий возникла проблема нехватки вагонов для поставок им зерна. В связи с этим губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко обратился к вице-премьеру Аркадию Дворковичу, обосновывая свое обращение тем, что случае усугубления проблемы это грозит перебоями в снабжении города хлебом и ростом цен на хлебобулочную продукцию.

При этом газета «Коммерсант», узнавшая об этой истории, прямо написала, что проблема у питерских мельников связана не с принципиальным отсутствием вагонов на рынке. Дело в том, что они хотели бы получить доступ к конкретному вагонному оператору («Русагротранс»), за чьей деятельностью пристально следит Антимонопольная служба, в результате чего его цены ниже рынка.

В общем, вполне рядовая – и скучная массовой аудитории – история бюрократических и бизнес-процессов, урегулирования разнообразных отраслевых и региональных споров, а также защиты петербургскими властями интересов города и его бизнеса.

Вернее, эта история была бы рядовой и скучной, если бы в ней в одном предложении не фигурировали слова «Петербург» и «дефицит хлеба». А уж дополнение в виде словосочетания «2017 год – год столетия русских революций» способен обеспечить Интернет-истерику вокруг вполне банальной и узкоотраслевой новости.

Что, в общем, и произошло.

Даже опровержения-пояснения компетентных органов в лице Минсельхоза и Российского зернового союза не ослабили накала возмущения избранных интернет-бойцов.

 

Это дает повод вспомнить еще одну недавнюю историю, также связанную с обеспечением Петербурга хлебом. Год назад стало известно, что городом сформирован запас зерна в целях обеспечения продовольственной безопасности Петербурга, который гарантирует ежедневную норму в 300 грамм хлеба для горожан на протяжении 20 дней. Тогда вполне обыденный шаг городских властей и сочетание слов «Петербург», «норма хлеба в 300 грамм в день» и «чрезвычайная ситуация» (что было интерпретировано как война; хотя на самом деле речь шла эксцессах на рынке зерна, связанных с неурожаем зерновых или резким повышением цен) также вызвали крайне бурную реакцию в некоторых кругах российской политически активной общественности.

С одной стороны, это все отражает ту важнейшую реальную и символическую роль хлеба, которая исторически сформировалась в России. Так что, попытки эксплуатации – сознательной или невольной – этой темы со стороны оппозиции и критиков власти вполне понятны. Напоминание о петроградских хлебных бунтах, с которых началась революция сто лет назад, и пережитой Ленинградом блокады эмоционально цепляют многих.

Однако, с другой стороны, и прошлогодняя история, и уже нынешняя наглядно показывают, что в реальности эта тема не имеет серьезного общественного потенциала. Если в прошлом году ее раскручивали и СМИ, и социальные сети очень серьезно, и все равно она выдохлась за какую-то пару дней, то нынешний информационный повод не продержался в топах и нескольких часов.

Причина проста.

За последние несколько лет в России произошла кардинальная смена значения хлеба в жизни общества и в системе потребления людей. Хлеб был, действительно, всему голова на протяжении многих столетий отечественной истории. Однако больше это не так.

Потребление хлеба в России неуклонно падает, причем быстро. За десять лет оно снизилось на четверть. Процесс идет настолько быстро, что за этим феноменом не поспевают не только общественные силы, пытающиеся эксплуатировать данную тему, но и государство.

В прошлом августе Министерство здравоохранения установило новые рекомендуемые нормы потребления основных пищевых продуктов. Среди прочего для россиянина среднего возраста, не занятого серьезным физическим трудом, была установлена рекомендуемая планка ежегодного употребления хлеба не более 96 килограммов в год. Это был серьезный прогресс в сторону уменьшения, потому что за шесть лет до этого данный показатель составлял 95-105 килограмм.

В июне же уже этого года глава Минпромторга Денис Мантуров озвучил уровень реального потребления хлеба в России, которое в данный момент составляет 49 килограмм на человека в год.

Рацион россиян далек от идеального, о чем регулярно бьют тревогу компетентные структуры. В нем не хватает фруктов, мяса, рыбы и других важных для здоровья продуктов. Однако проблемы хлеба там нет.

Хлеб перестал быть ключевой составляющей российского стола, потому что люди переключились на другие продукты – не из-за дефицита, а наоборот – из-за возросших возможностей.

Именно поэтому любые попытки давить на эту «больную мозоль» для достижения политических целей ныне в России бессмысленны, просто потому что ее – этой «мозоли» - больше не существует вовсе. В стране остались только воспоминания о значении хлеба для страны в прошлом, но эти воспоминания не имеют власти над обществом.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 14).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА