В журнале «The National Interest» вышла статья под названием «F-14 Tomcat: Истребитель, который ВМС хотели бы вернуть из мертвых», где со ссылкой на исследования Hudson Institute указано, что ситуация с уходом на пенсию F-14, постепенной переориентацией F-18 Super Hornet, как многоцелевой машины и общей тенденцией упора на ударные истребители, “Привела к тому, что вооруженные силы останутся без палубного истребителя шестого поколения для завоевания превосходства в воздухе.”
В то время, как требования к палубной авиации для дальнего применения являются предметом частого обсуждения в Вашингтоне, потребностью ВМС США, для увеличения возможностей по превосходству в воздухе, часто пренебрегают.
ВМС лишились боевого самолета спецификации класса воздух-воздух, с уходом F-14 Tomcat в 2006 году. Но даже он в последнее время был адаптирован под ударную авиацию, после того, как Советская угроза испарилась. Теперь, когда противники разрабатывают новые истребители, которые могут бросить вызов Боинг F/A-18Е/F Super Hornet и Локхид Мартин F-35С Joint Strike Fighter, акцент внимания начинает сдвигаться назад, в эту забытую область применения — особенно в западной части Тихого океана.
“Требуется еще один тип новых самолетов — это истребитель для завоевания превосходства в воздухе”, — говорится в недавнем докладе Hudson Institute по теме Затупившееся копье: Авианосец, его силы и современный конфликт, который был написан сотрудниками The National Interest Seth Cropsey, Bryan McGrath and Timothy A. Walton.
В докладе отмечается, что » Super Hornet » и F-35С сильно конкурируют с все новыми вражескими истребителями пятого поколения, такими, как российские сухой Т-50 ПАК-ФА и J-20 Чэнду. Действительно, некоторые текущие самолёты противника, как российский Су-30см, Су-35С и китайский J-11 и J-15 представляют серьезную угрозу для Super Hornet. Это мнение, которое разделяют многие чиновники промышленности, ВМС США, ВВС США и даже авиации морской пехоты США. “F/A-18Е/F и F-35C столкнутся с существенными преимуществами противника в дальности, высоте, скрытности и большом ракетном потенциале самолетов, Т-50, J-20 и последующих”,- отмечают авторы. “Эти самолеты будут способны эффективно проникать через оборону американских авианосцев и нести угрозу самолетам ДРЛО, противолодочным самолетам и заправщикам. Уже сейчас F/А-18Е/F сталкивается с серьезным недостатком скорости, находясь в невыгодном положение по отношению к китайскому J-11, который может вести огонь ракетами дальнего радиуса действия с более высоким кинематическим преимуществом вне действия U.S. ракеты AIM-120 (воздух-воздух).”
F-35С страдает сильно сниженным ускорением по сравнению с другими вариантами Joint Strike Fighter. “Кроме того, F-35С оптимизирован под атакующий истребитель, в результате чего его средняя высота полета и его текущая способность нести только две ракеты AIM–120 ограничивает его возможности в условиях сложной электромагнитной обстановки”, — пишут авторы. “В качестве временной меры, ВМФ и ВВС должны значительно ускорить обновления Block 5, которые позволили бы F-35С нести шесть ракет AIM-120.”
Самолет F-35С никогда не разрабатывался как истребитель для завоевания превосходства в воздухе. Действительно, военно-морские эксперты в середине 1990-х хотели видеть в Joint Strike Fighter ударно-ориентированный самолет, планер разрабатывался под нагрузку в 6,5G, с очень ограниченными возможностями применения в классе воздух-воздух, по словам одного официального представителя ВМС США в отставке. Некоторыми военно-морскими специалистами в то время обсуждался вопрос ухода от истребителя F-14 в пользу сохранения Грумман А-6 Интрудер. В этот период многие чиновники предполагали, что воздушный бой уйдёт, как пережиток прошлого, после холодной войны. Они ожидали, что палубная авиация, в большинстве будущих конфликтов, будет иметь применение класса воздух-земля. Вместе с тем произошло сокращение финансирования, что, вероятно, и привело к тому, что флот не продолжил свою разработку военно-морского передового тактического истребителя (NATF) или А/F-Х последующих программ.
Как заявлял ранее, нынешний командующий воздушными силами ВМС, контр-адмирал Майк Маназир, и это подмечают авторы доклада “воздушное судно должно похвастаться большим количеством пассивных и активных сенсорных датчиков, относительно высокой крейсерской скоростью, должно иметь большой внутренний отсек оружия, способно запускать множество ракет, и потенциал модернизации, под будущие технологии, такие как высокомощные микроволны и лазеры. Этот ресурс «концепции воздушного боя» будет способствовать выполнению требований интегрированной противовоздушной и противоракетной обороны и будет в состоянии противостоять оружию, самолетам и сенсорам врагов, на расстоянии”.
Конечно «концепция воздушного боя», идёт в ВМС с 1980-х годов, когда требовалось парировать согласованную атаку полчищ советских Ту-22м, действовавших совместно с атомными ракетными подводными лодками и надводными военными кораблями, а теперь, как писал, в 2013 году, заместитель министра обороны США Боб Работ (он был генеральным директором центра новой американской безопасности в то время) — Эти советские арсеналы противокорабельных крылатых ракет могут быть запущены с нескольких точек компаса.
Они были относительно уверены, в том, что смогут потопить подводные лодки и надводные корабли, прежде чем они смогут запустить свои ракеты. Но они были гораздо менее уверены в своей способности перехватить Ту-22M, прежде чем те могли бы войти в радиус запуска. F-14 в «концепции воздушного боя», должны были перехватить Ту-22 прежде чем те начали бы пуски крылатых ракет, и попытаться сбить любые крылатые ракеты, которые они запустили. Но никто не знает, как отработали бы эти рабочие планы в войне с СССР — и это хорошо, что мы никогда этого не узнаем. Но с формируемой Китаем стратегией «ограниченного доступа» эта угроза возвращается.
ЗЫ. F-14 это единственный самолет, который теоретически мог бороться с советскими сверхзвуковыми ПКР. Потом руководство ВМФ США решило, что СССР — всё, и F-14 списали без адекватной замены. Подготовленные летчики были уволены по достижению предельных сроков службы. Места в ангарах и летных палубах заняли F-18. Самолет хорош для борьбы с папуасами, но Фениксы нести не может.
И тут всё внезапно поменялось. Они думали, что будут бомбить папуасов, а тех, кто не папуасы, собирались до этого уровня опустить. Но как-то не срослось.