За отмену рабства расплатились подданные Ее Величества
Негры на плантации сахарного тростника на Ямайке. Фото примерно 1891 года.
9 февраля 2015 года Министерство финансов Великобритании поздравило подданных Елизаветы II в своем Твиттере: «Миллионы из вас благодаря налогам помогли положить конец работорговле. Знаете ли вы, что в 1833 году Британия потратила 20 миллионов фунтов на то, чтобы купить свободу всем рабам в Империи? Сумма заимствованных для закона об отмене рабства денег была столь велика, что выплачивалась вплоть до 2015 года. А это значит, что ныне живущие британские граждане помогли расплатиться за отмену работорговли».
Твит, как это часто случается в министерствах Ее Величества, был быстро удален, потому что вызвал бурю негодования в сети. Однако, как это случается не менее часто, цитируется до их пор.
Мне всегда казалось удивительным, что Великобритания первой среди европейских стран отменила рабство. Образ этой жестокой империи плохо вяжется с гуманизмом. Если, разумеется, черпать информацию и ощущения не только по прекрасным сериалам и фильмам из жизни английской элиты.
Недавняя статья в The Guardian Смирится ли Британия со своими преступлениями против человечности? вносит необходимые уточнения.
Автор приходит к неутешительному выводу: «К 1833 году экономическая система британского рабства уже была при смерти, оставалось только покончить с ней официально». Возможно и так, но другие страны последовали примеру англичан далеко не сразу — например, в США рабство было отменено в 1865 году, в Бразилии в 1888 году, в Османской империи в 1897 году (де-факто в 1923 году), в Китае в 1910 году. В Саудовской Аравии рабовладение продержалось до 1962 года. Последней стала Мавритания, в которой рабство было упразднено президентским указом в 1981 году.
Подсчитано, что с XV по XIX век более 11 миллионов закованных в кандалы чернокожих пленных были насильственно перевезены из Африки в Америку. Начиная с последних десятилетий 1400-х годов, африканцев похищали из семей, сгоняли в темные ямы, а затем в корабельные трюмы. К концу XVII века англичане стали доминировать в работорговле, обогнав португальцев, испанцев и голландцев. Половина всех африканцев, обращенных в рабство в XVIII веке, была перевезена в трюмах британских кораблей.
Но для меня представляют интерес вовсе не дела минувших дней, хотя автор раскрашивает свой рассказ некоторыми пикантными и неизвестными мне подробностями. Например, такими:
Пленников часто бросали за борт, когда те были больны, обладали чересчур сильной волей или их было невозможно прокормить. Тех, кому удавалось пережить путешествие, выбрасывали на берег и продавали тому, кто больше заплатит, снова и снова, как финансовые активы. Матерей разлучали с детьми, мужей — с женами, люди становились собственностью. Рабов насиловали и линчевали, клеймили, избивали и калечили.
Многие рабовладельцы в своих дневниках, справочниках, газетных статьях и письмах с готовностью признавали все те наказания и нарушения, которым подвергали чернокожих людей на тростниковых полях и в стенах своих домов.
Возьмем, к примеру, непростительные воспоминания о насилии и хищничестве, которыми полон дневник Томаса Тислвуда, британского рабовладельца на Ямайке в середине 1700-х годов. В свои 37 лет Тислвуд описал 3 852 случая половых контактов с 136 порабощенными женщинами на Ямайке. В записи от 23 июля 1756 года он описал наказание раба следующим образом: «Слегка выпорол его, хорошенько натер спину уксусом, заставил Гектора испражниться ему в рот, сразу же засунул туда кляп и заставил ходить с ним 4 или 5 часов».
Оказывается, в Англии рабство было отменено не совсем так, как я себе представлял. Скажу мягко, не как крепостное право в России.
В статье рассказывается, что банкиры Натан Майер Ротшильд и его шурин Мозес Монтефиоре согласились одолжить британскому правительству 15 миллионов фунтов стерлингов, а позже правительство добавило к этой сумме еще 5 миллионов. Общая сумма составила 40% годового дохода правительства, что сегодня эквивалентно примерно 300 миллиардам фунтов стерлингов. Именно этот заем и удалось погасить почти через два века, в 2015 году.
На что же пошли эти сумасшедшие деньги?
Первое что, приходит в голову, — на компенсацию рабам. Согласитесь, такая акция и была бы проявлением гуманизма. Но в королевстве обычная человеческая логика никогда не действовала.
The Guardian подробно описывает, какие баталии в начале XIX века развернулись в парламенте вокруг компенсации… рабовладельцам. В Великобритании таких оказалось 47 тысяч человек, среди которых был, например, предок Дэвида Кэмерона, имевший 202 раба. Им-то в конечном итоге и выплатили деньги — как людям, потерявшим собственность.
А за кредит банкиров почти двести лет расплачивались подданные Короны своими налогами, о чем радостно сообщило Министерство финансов, пытаясь, видимо, поднять дух патриотизма. Но столкнулось, как мы уже знаем, с прямо противоположной реакцией простых англичан. Которые вдруг узнали, что из поколение в поколение, по сути, набивали карманы миллионеров-рабовладельцев — из собственных довольно дырявых карманов.
Конечно, подданных Ее Величества нельзя назвать рабами. Все же труд у них не невольничий. Похожи они на негров с хлопковых полей только тем, что не имеют права голоса и не знают, на что идут их налоги.
В англосаксонском шкафу столько скелетов, что лучше бы им не теребить наших. Со своими бы для начала разобрались.