Говорят, что как правило народ выбирает себе лидера, чей интеллект примерно отвечает средненародному. Люди, мол, не любят тех, кто намного умнее их и неохотно за таких голосуют. Впрочем, нам сегодня не интересны причины этого феномена. Просто примем к сведению, что уровень развития народа можно в целом легко высчитать по уровню развития его лидера.
С этой точки зрения не удивительно, что Россия дружит и договаривается с Китаем, в то время, как западный мир только скрипит зубами в бессильной злобе и никак не может понять каким образом Москва смогла вырваться из капкана, в который была надёжно захвачена в 90-е годы прошлого века. С Украиной же совсем плохо. Там даже первый президент Кравчук был не интеллектуалом, но ловким пройдохой, а уж остальные даже по сравнению с Кравчуком – жертвы острой интеллектуальной недостаточности. Причём каждый следующий был на порядок глупее предыдущего.
Уровень Петра Алексеевича характеризуется возведённым им «Белым домом» на дачном участке под Киевом, а также известной фреской из семейной часовни, получившей в народе неофициальное название «Святое семейство Порошенко». Это типичные признаки парвеню, пытающегося быть «не хуже других» и при помощи кричащей роскоши и откровенного кича подняться если не над старыми аристократическими родами, то хотя бы на их уровень. Мольеровский Журден, в сравнении с Порошенко – британский лорд, ведущий родословную от соратников Вильгельма Бастарда.
До 2005 года, Пётр Алексеевич демонстрировал городу и миру свой «аристократизм», при помощи полного рта золотых зубов. В глухой молдавской провинции, где вырос Пётр Алексеевич, так было модно. К 2005 году «выдающийся государственный деятель Украины» узнал, что так уже лет пятьдесят в приличном обществе не носят, заменил коронки фарфоровыми, зато построил себе дом, как у президента США и изобразил свою семью на церковной фреске (как семейство Ярослава Мудрого). Перед кем он собирался хвастаться фотографией с проплаченной фотосессии с Трампом неизвестно, но, учитывая паталогическую жадность Порошенко (по сравнению с которым Гобсек – меценат) планы на эту фотографию были стратегические (я понимаю, что деньги платились формально государственные, но Порошенко же мог их просто украсть, так что в каком-то смысле это были уже его деньги).
Не мудрено, что с таким уровнем интеллекта, всё, что делает Пётр Алексеевич самостоятельно, он делает из рук вон плохо. И не надо приводить в пример его успешный бизнес. Порошенко утверждает, что бизнесом руководил его отец (Алексей Иванович – тоже, кстати, колоритная фигура). Поскольку это утверждение никем не было опровергнуто, у меня нет оснований не верить в то, что стартовый бизнес семьи Порошенко, это деньги которые Алексей Иванович «нахозяйтсвовал» ещё в СССР, где он занимал должности хозяйственных руководителей районного звена и где отсидел за хозяйственные преступления.
Точно так же у меня нет оснований не верить утверждениям Порошенко, что ныне его бизнес передан в управление в «слепой траст». Якобы делами Порошенко теперь занимается компания, связанная с Ротшильдами. В это тем легче поверить, что с момента формальной передачи активов в управление официальные доходы Порошенко стали расти опережающими темпами и за последние четыре года выросли более, чем на порядок. Подчёркиваю, это доходы его предприятий, управляемых «слепым трастом» согласно официальной отчётности. То есть, здесь речь не идёт о том, что Порошенко умыкнул из казны, а о задекларированных в белую иностранными менеджерами доходах.
Таким образом, получается, что за всю жизнь лично Пётр Алексеевич лишь поменял золотые зубы на фарфоровые (и то с опозданием лет на десять), вылетел с должности секретаря СНБО Украины при Ющенко, поскольку пытался слишком нагло отжимать чужой бизнес, тупо воровал из казны на разных государственных должностях и сфотографировался с Трампом за 600 000 долларов.
Стоит ли удивляться, что такой человек решил сделать себе предвыборный пиар на прекращении действия Договора а дружбе, сотрудничестве и партнёрстве с Россией путём его непродления? Заметьте непродления, а не денонсации, поскольку даже национально-сознательные маргиналы, сидящие в украинской Раде и составляющие правительство не желали совершать такую редкостную глупость. Непродление же Порошенко подписал лично, на основе представления полностью зависимого от него Климкина.
Почему это глупость?
С точки зрения внешней политики, де факто ситуация не изменилась. Украина и раньше не соблюдала ни этот, ни другие договоры, мотивируя своё поведение тем, что подверглась агрессии со стороны России и воюет с ней, а воюющее государство не может быть связано с военным противником договорами, заключёнными в мирное время. Россия, со своей стороны, не считая себя в состоянии войны (которую Украина так и не объявила) договоры соблюдала. Но потенциально Москва с 2014 года имела все возможности в любой момент аннулировать любое соглашение, исходя из позиции Украины.
Дело в том, что в современном мире войну не обязательно объявлять, состояние войны можно просто констатировать. Украина вполне официально, на уровне Рады, президента и правительства констатировала состояние войны с Россией. Россия могла эту ситуацию сколь угодно долго «не замечать», но в любой момент могла и заметить. Таким образом, начиная с 2014 года выполнение любого договора с Украиной зависело исключительно от доброй воли России и от того, как конкретно она реализовывала свои интересы и планировала достигать геополитических целей.
В этом отношении практически ничего не изменилось. Россия и сейчас может выстраивать отношения с Украиной по своему произволу. Порошенко сделал Москве небольшой подарок, в том смысле, что принял на себя ответственность за формальное разрушение договорно-правовой базы, но надо признать, что если бы геополитическая обстановка потребовала аннулировать договоры и соглашения с Украиной, Россия бы сделала это и самостоятельно. Это не проблема, а по сравнению с процессом выхода Британии из ЕС даже не хлопоты. Порошенко развязал России руки, которые и так не были связаны.
Если Москва не активизировала события на украинском направлении (и сейчас не будет активизировать, поскольку Украина и сама справляется), то только потому, что на планете есть более важные в стратегическом плане точки (тот же Ближний Восток), требующие концентрации внимания и ресурсов. Просто в очереди приоритетов Киев занимает далеко не первое и даже не третье место. Теперь, когда будет принято решение пойти на обострение, у России будет ещё один аргумент в пользу того, что Киев «первый начал». Спасибо Порошенко, но это абсолютная мелочь, поскольку, как мы знаем, Запад, при принятии решений международно-правового характера руководствуется не фактами, а собственной выгодой. Поэтому принятие/не принятие им российского обоснования украинской проблемы зависит не от реальной ситуации, а от того, какой бы Запад хотел ситуацию видеть. Так что прибыль для России, если и есть, то исключительно моральная (и то небольшая).
В общем, инициировав международный скандал и, тем самым, ослабив свои позиции (Франция и Германия давно уже обусловили свою поддержку Украины конструктивным поведением Киева на российском направлении, а без внешней поддержки Украина (и вся её политическая элита) – ничто), Порошенко никак не повлиял на уже существовавшую (причём несколько лет существовавшую) ситуацию.
С точки зрения внутренней политики Порошенко в начале предвыборной кампании, которую он и так с треском проигрывает, подставился сразу под два критических для современной Украины обвинения. Во-первых, оппозиция сразу же обвинила его в том, что он подрывает благополучие миллионов работающих в России граждан Украины. Учитывая нищету и беспросветность украинской жизни это не шутки, работающие в России гастарбайтеры, вместе с семьями, составляют не менее трети номинального населения Украины. Нажав на эту кнопку Москва в любой момент может вызвать в Киеве социальный взрыв. Теперь вина за эту эвентуальную угрозу оппозиция и народ возлагают на Порошенко. Во-вторых, бессмысленность для Украины и теоретическая выгодность для России действий Порошенко тут же вызвали обвинения его в том, что он «агент Кремля». Это не доставит ему поддержку пророссийских украинцев, но дополнительно подорвёт его позиции в национал-радикальном лагере, на который Порошенко пытается опереться ради сохранения власти.
Таким образом, мероприятие, организованное Порошенко, никак не повлияло на общую стратегическую ситуацию вокруг Украины, а ему самому, вместо ложки пиара, принесло бочку антипиара.
Вспоминайте хоть этот, хоть любой другой «стратегический прорыв», организованный Петром Алексеевичем, когда слышите, часто задаваемый российским народом, а также экспертами, журналистами и политиками вопрос – самый распространённый в отношении Украины: «Неужели они не понимают?»
Они не понимают. Уровень интеллекта лидера государства, как правило, отражает средний общенациональный интеллектуальный уровень. Уровень Порошенко за четыре года мог оценить даже далёкий от политики человек. Между тем, он победил в первом туре, за него проголосовало 54,7% пришедших на выборы 2014 года. И те, кто рвётся к власти на Украине сейчас, такие же «интеллектуалы», а может быть и хуже. Умный человек за президентство на остатках Украины бороться не будет.
Осталось ответить на вопрос, как мог всего за два десятилетия так опуститься народ, ничем не отличавшийся от насельников Москвы, Петербурга или Волгограда?
К 2014 году Украину покинуло свыше 8 миллионов человек (шестая часть населения УССР в 1991 году). За период между 2014 и 2018 годом Украина потеряла уехавшими и ушедшими с Крымом и Донбассом ещё около 15 миллионов человек. В сумме это где-то 45% от населения УССР на момент распада Союза.
Это не обязательно лучшие люди в классическом понимании, но это наиболее конкурентоспособная, наиболее работоспособная и наиболее востребованная по специальности часть населения. К тому же это – люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, то есть самостоятельно оценивать обстановку и ни на кого не перекладывать ответственность за свою жизнь.
Остались, в большинстве своём, ведомые – лучшие из худших. Пытающиеся ради избегания малейшего риска передоверить ответственность за свою судьбу кому-то другому. Умным они не верят и избирать их боятся, а дураки обманывают и их, и сами себя. При этом негативный отбор зашёл так далеко, что его уже собственными внутриукраинскими силами не остановить. Страна, в которой Тимошенко – самая решительная, Медведчук – самый умный, Бойко – самый пророссийский, а Рабинович – самый смелый критик власти, не имеет шансов.
Ростислав Ищенко