— Господин Джон Маккейн стремился вырвать Грузию из так называемой «сферы влияния России». Президент Саакашвили тоже этого хотел. Но что именно он под этим подразумевал? Намеревался ли он порвать все торговые связи с Россией, как это сейчас делает Украина?
— Прежде всего надо заметить, что украинцы совершают ту же самую ошибку, которую ранее сделали мы в лице президента Саакашвили и его команды. К сожалению, украинское правительство уничтожило свою страну. Не знаю, может быть, они даже не понимают, что уничтожили её. Они потеряли не только Крым — они потеряли собственный народ в двух регионах, называя этих людей террористами и отказываясь вести с ними диалог. Я думаю, что у русских и украинцев действительно есть общие исторические корни, и обрубить эти связи и пытаться подавать себя как народ обособленный и отличный от русских — полная глупость. Это путь в никуда. Уверена, что он создаст Украине массу проблем и ей будет очень тяжело.
— Но что вы скажете об экономическом аспекте?
— Думаю, что Маккейн и подобные ему люди, а также много кто ещё в Соединённых Штатах и за их пределами, конечно, хотели обрубить все возможные связи между Россией и Грузией, Россией и Украиной.
— Но как они планировали компенсировать это? Ведь Грузии требуются доходы, а одной торговлей с США сыт не будешь.
— В случае с Грузией это возможно, потому что мы — страна небольшая. И, честно говоря, получаем от США много денег. Например, после войны 2008 года мы получили более $4 млрд.
А вот экономика Украины полностью уничтожена. Страна не получает денег, которые компенсировали бы её проблемы в отношениях с Россией, утрату тех экономических связей, которые существовали между двумя странами. Но я не думаю, что кто-то действительно озабочен украинской экономикой и её народом. Вижу лишь желание использовать Украину в качестве буферной зоны между Россией и Западом. То есть тут думают о большой политике, а не о народе.
— Не знаю, слышали ли вы, но буквально на днях власти во Львове ввели запрет на всю русскоязычную литературу, причём не только современную, но и на классиков вроде Толстого и Достоевского. Как вы думаете, можно ли полностью избавить украинское общество от всего, что связано с Россией?
— Разумеется нет. Это невероятно глупый шаг со стороны властей на Украине. И грустно, и смешно. Что они собираются делать — сжечь все русскоязычные книги?
— Просто введут мораторий, сжигать не обязательно.
— Не знаю, не знаю. Сегодня вы запрещаете ноты Чайковского, произведения Толстого...
— ...или Гоголя, который родился на Украине.
— Да. А завтра начнёте сжигать книги. Всё это крайне опасно, и мне очень-очень жаль жителей Украины, поскольку правительство страны показывает себя в крайне отрицательном свете.
— Почему, по-вашему, Украина столь резко реагирует на всё, что связано с Россией? Я могу понять, какой тяжёлый след оставили отделение Крыма и война на востоке страны, но ведь грузинский народ тоже через всё это прошёл, и реакция страны была несколько иной.
— Что касается Крыма, то это в первую очередь ошибка украинского правительства и тех, кто пришёл к власти после «майдана». Когда люди, возглавившие страну, начали заявлять, что все русскоговорящие должны покинуть Крым или что русский язык там необходимо запретить, разумеется, жители полуострова захотели изменить ситуацию.
— Как должна действовать Москва, какие уроки ей следует извлечь из своих предыдущих поступков, чтобы скорректировать поведение в отношении Украины и совместить защиту собственных интересов и уважение к соседу?
— Во-первых, на мой взгляд, даже украинские власти прекрасно осознают, что дискуссия на тему Крыма уже закрыта. Я отлично помню разговор, в ходе которого один американец задал мне вопрос о Крыме. Я ответила ему, что всем следует учитывать тот факт, что 90% жителей Крыма — или, быть может, чуть меньше — русские. Именно русские, а не пророссийски настроенные. И если не защищать их интересы, язык и национальную принадлежность, то они, разумеется, предпочтут жить не на Украине, а в России.
Что касается российско-украинских отношений, то я уверена, что когда-нибудь эти две страны наладят взаимные связи и будут жить в мире. То же относится и к Грузии. Хотя, прежде чем это произойдёт, Украине и российско-украинским отношениям придётся пройти через довольно-таки болезненный период.
Отсюда