Похоже, русские скоро полетят на Луну, оставив США позади,- такие невольно мысли закрадываются, когда слушаешь откровения профессоров Массачусетского Технологического Института, главной кузницы американских физиков. Правда, речь идёт совсем не о космосе. Речь — об атомной энергии.
О катастрофическом отставании атомщиков США, «на световые годы», заявил Якопо Бунгьорно, один из интеллектуальных лидеров ядерной физики. Заявил не где-нибудь посреди кухонного спора, а в интервью «Нью Йорк Таймс», — так взволновал наших конкурентов запуск плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов».
Интерес к плавучим АЭС резко активизировался после трагедии на Фукусиме. Считается, что они будут гораздо более устойчивы к цунами и землетрясениям, что особенно актуально в самом бурно развивающемся макрорегионе планеты — Тихоокеанском.
Плавучие АЭС также очень удобны в отдаленных осваиваемых территориях, где строить стационарные электростанции тяжело и накладно. Перспектива спроса на новое чудо атомной техники толкает ведущие страны на принятие амбициозных программ,- Китай, например, с присущей его экономике масштабностью планирует заложить не менее двадцати мини-атомных электростанций на корабельных платформах. Но русские здесь, как когда-то в космосе, оказались первыми.
Наш «Академик Ломоносов» пришвартуется в чукотском Певеке, где со следующей осени начнёт вырабатывать тепло и электроэнергию для всего Колымско-Чукотского региона. Место выбрано отнюдь не случайно: на примыкающей части континента расположены солидные месторождения вольфрама, меди, ртути и благородных металлов, а со стороны океанского шельфа — обширные нефтегазоносные площади, сравнимые с Западно-Сибирскими. Так что потребность в энергии для освоения богатств крайнего северо-востока России велика.
Плавучая АЭС призвана сменить стационарную АЭС в Билибино, первую советскую атомную электростанцию за Полярным кругом. Билибинские генераторы работали на полную мощность в 70-80-х годах, когда много энергии требовала заполярная золотодобыча. В девяностые окрестные рудники стали закрываться, прежнего количества киловатт уже не требовалось, и несколько энергоблоков оказались лишними. В случае с плавучей АЭС генерирующие мощности можно было бы переместить из одной точки в другую, покидая район с отработанными месторождениями и следуя за более выгодными проектами. Стационарную АЭС переместить невозможно, даже перевоз запасов топлива обходится чрезвычайно дорого. А электростанция на корабельной платформе может двигаться вместе с запасом топлива, не будучи привязана как реликт к какому-либо малонаселённому региону. Для освоения Арктики, а в перспективе,- и любых удалённых акваторий, побережий и островов в других океанах, — новшество незаменимое. Приобрести такие генерирующие мощности захотят многие страны.
Если Россия первой займёт этот рынок, для чего сегодня есть все основания, растущий спрос на плавучие АЭС серьёзно пополнит валютные доходы Отечества.
А при чём тут Луна?- спросит внимательный читатель, не забывший ещё первых строк моей статьи. Да всё очень просто. Дело в том, что самую первую плавучую АЭС, — правда, гораздо меньше и примитивнее нашего «Ломоносова»,- построили всё-таки американцы. В 1967–76 годах атомный блок на корабле Sturgis обеспечивал электричеством базу США в зоне Панамского канала. Но что-то у американских атомщиков не заладилось. Проект не получил развития и был сдан в утиль.
Ничего не напоминает? Конечно, Лунную программу! Именно в те самые годы американцы летали на Луну, но что-то пошло не так. Вот уже скоро полвека, как на спутник Земли не ступает нога американского астронавта, и скептики всё чаще задаются вопросом, созвучным знаменитому вопросу русской классики: «А был ли мальчик?»
Короче говоря, плавучая атомная электростанция «made in USA» ныне приобрела некий легендарный оттенок сказания о давно минувших подвигах, а «сделано в России» применительно к «Академику Ломоносову» звучит вполне современно. Может быть, и с Луной пора поступить так же?