Налогоплательщикам США не привыкать сталкиваться с чудовищно дорогими программами в области вооружений в ущерб основным потребностям вроде питания, жилья и образования. За 21 весьма хрупкий бомбардировщик-невидимку Пентагон в свое время заплатил 44 миллиарда долларов, и лишь немногие из них в настоящий момент выполняют свои боевые функции. Истребитель F-22, чья итоговая стоимость оказалась более $350 миллионов за самолет, был создан для войны с противников по холодной войне, который прекратил существование за 6 лет до того, как был создан первый истребитель.
Увы, этого Пентагону было мало, что подводит нас к истребителю F-35 Lightning II.
Силы самообороны Японии выстроили первую истребительную эскадрилью F-35A Lightning II — такая новость появилась в газете The Diplomat. «Выстроили», это военные выражение для оружия или персонала, готовых к бою.
И затем произошло это: «Японские военные подтвердили, что один из ее истребителей F-35A потерпел крушение в Тихом океане во время учений». На момент публикации этой статьи пилот все еще остается пропавшим без вести.
Так что до нелепости дорогая программа F-35 продолжает обходиться в копеечку. Впервые созданный Lockheed Martin в 1997 году и построенный в сотрудничестве с Northrop Grumman и BAE Systems, первый полет F-35 совершил в 2006 году. Этот универсальный истребитель должен был стать заменой боевым самолетам A-10 Warthog, F-15E Eagle, the F-16 Falcon, AV-8B Harrier и F/A-18 Hornet.
«F-35 должен был быть не просто во всех родах войск, — писал о нем в июле Popular Mechanics. — Он должен был быть на вооружении по всему миру. Коалиция ‘стран-партнеров’ должна будет не просто производить его и на нем летать, но и обслуживаться он должен также в разных частях мира». Союзные страны, вернее, клиенты, выстроились в очередь чтобы стать частью захватывающего будущего, представленного новейшим и скрытнейшим детищем Lockheed Martin.
Через совсем недолгое время начали накапливаться фантастически дорогостоящие проблемы. План производства подразумевал, что самолет должен будет быть создан до того, как будут протестированы все высокотехнологичные, зачастую совершенно новые системы. Когда все эти системы начали отказывать, то исправление их на уже построенном самолете быстро превратило программу в финансовую черную дыру.
Восемь миллионов строк кода, составляющих программное обеспечение, управляющее жизненно важными элементами, например хвостовым управлением, системой радиоэлектронной борьбы и управлением полетом, были щедро сдобрены багами и оставались подвержены взлому. Шлемы были слишком большими. Катапультные кресла не работали. Составные 4-секционные крылья были сложными для сборки, а несущие переборки страдали от конструкционной усталости. Сам самолет был на 2000 фунтов (907 кг; прим. mixednews) тяжелее.
Возможно, наиболее важно то, что F-35 был смертельно опасным — и не только для врага. Как в 2016 году сказал ведущий испытатель оружия Пентагона, F-35 страдал от целого ряда программных и структурных проблем, которые, помимо прочих проблем, «могут вызвать смерть, тяжелые травмы или тяжелые профессиональные заболевания». В целом, тестер обнаружил более 90 различных сценариев, при которых самолет не сможет выполнить свою задачу.
Программа F-35 оказалась настолько запутанной, что в 2011 году вся линейка истребителей F-35B оказалась под угрозой отмены. Этой участи, к сожалению, удалось избежать, но дата завершения проекта переносилась несколько раз, и самолеты не смогут встать на полноценное боевое дежурство как минимум до 2021 года. И Япония только что это испытала на себе.
Во сколько нам обойдется это летающее недоразумение? Цифры несколько размыты, потому как было так много фальстартов, неудач и неверных оценок. Базовая стоимость составляет $35 тысяч за час работы одного самолета. Первые два F-35A, которые сошли с производственной линии, стоили более 200 миллионов долларов, но, по мнению Forbes, в следующем году ожидается, что стоимость изготовления самолетов снизится. Может быть. Если что-то еще не пойдет не так. И, вероятно, так и случится. Или уже случилось. Опять.
Итоговый чек, который почти определенно занижен — $1,5 триллиона. Если бы программу завтра закрыли, мы еще долгие годы продолжали бы за нее расплачиваться. Все другие страны (клиенты), которые запрыгнули в вагон программы, также на крючке серьёзных сумм из-за все-еще-нефункциональности благодаря «глобальной природе» самой программы.
F-35 — не просто плохой самолет, который стоит слишком дорого. Это симптом того мышления, которое поедает нашу страну и весь мир заживо. Наше общество оправдывает и даже радуется организованному и прибыльному глобальному убийству.
«Мы успокаиваем себя, говоря, что Трамп просто эксцентричен», пишет Мэтт Тайбби о еще одном симптоме оторванных от реальности милитаристских приоритетов, о войне в Ираке. «Он развратный и трусливый задира, которому закон не писан, как и всей стране, какой мы позволили ей стать в последние пятнадцать лет».
Можно сказать, что это 15 лет, или 50 или даже 243, все это математика, приводящая к тому же выводу. До тех пор, пока мы не найдем лучший путь, пока мы не сломаем военное мышление через наше коллективное колено, мы будем продолжать двигаться по спирали вниз, пока не перестанем существовать, так же, как и японский F-35, который был поглощен морем.