Академия наук Белоруссии официально заявила, что нет никаких оснований считать польского мятежника Тадеуша Костюшко героем белорусского народа.
Заявление учёных прозвучало в ответ на требование группы национально озабоченных оппозиционных активистов к администрации Минска назвать одну из улиц города в честь Костюшко. Когда администрация отказала активистам, сославшись на мнение белорусских историков о Костюшко как польском, но не белорусском персонаже, националисты потребовали объясниться уже от учёных.
«Костюшко активно выступал за полонизацию народов Речи Посполитой, в т.ч. белорусов. Утверждение, что он вёл борьбу за интересы и независимость белорусского народа, противоречит историческим фактам. Тадеуш Костюшко отстаивал интересы Польши и США, а не Белоруссии. Поэтому называть его национальным героем Белоруссии совершенно неправомерно», - говорится в заявлении Академии наук.
Костюшко был одним из главарей мятежа 1794 г. В польской историографии это событие подаётся в романтическо-патриотическом флёре, но на деле мятеж начался с массовой резни русских военнослужащих и русского населения Варшавы в Великий четверг Пасхальной недели.
Поляки верно просчитали, что в этот день большинство русских будут в церкви, безоружные. Русских офицеров, солдат и чиновников резали прямо у алтарей во время причастия или сонными в постели. На православных кладбищах ломали кресты и оскверняли могилы. И всё это под звон колоколов католических костёлов, который служил призывом к убийствам.
Костюшко родился на территории нынешней Белоруссии, но, как и остальные мятежники, грезил Речью Посполитой «от моря до моря». Он всегда подчеркивал своё польско-шляхетское происхождение, отстаивал конституцию Речи Посполитой от 3 мая 1791 г., согласно которой название «Речь Посполитая обоих народов» (имеется в виду Польша и Великое княжество Литовское) переименовывалось в Речь Посполитую польскую. Ни о каком этническом и культурно-религиозном многообразии у мятежников не было и мысли.
Мнение народов, обречённых поляками на насильственное присоединение к Речи Посполитой польской, а это - белорусы, малоросы, литовцы, мятежников не интересовало. Несмотря на это, в Брестской обл. Белоруссии открыт мемориальный музей-усадьба Костюшко и издан ряд апологетических изданий.
Прозападная белорусская оппозиция пытается использовать имя Костюшко в политических целях. Ему приписывают белорусскую национальную идентичность и называют героем Белоруссии и США (Костюшко принимал участие в Гражданской войне в Америке). Поляки, в свою очередь, подчёркивают, что Костюшко – поляк, шляхтич и католик, но сражался за свободу польского и белорусского народов.
Врут и те, и другие. Анджей Тадеуш Бонавентура Костюшко белорусом не был, государственной субъектностью Белоруссию не наделял, а белорусов не наделял исторической субъектностью. По его замыслу, белорусы должны были постепенно исчезнуть как народ, ополячившись и окатоличившись.
Банды Костюшко были разбиты русскими войсками, но самого Костюшко российский император Павел I пощадил – дал денег, чтобы тот смог устроиться за границей. Костюшко деньги взял, но плести интриги против России не прекратил. Он разъезжал по Европе, надеясь сколотить очередной антироссийский союз. За этим занятием его и застала смерть в Швейцарии.