Telegram-гейт. Александр Яблоков

_______________


«Телеграм-каналы» получили бурное развитие на Украине буквально пять-шесть месяцев назад. Мы значительно отстаем в этом отношении от российского рынка мессенджеров, где уже давно каналы в «Телеграме» имеют свыше миллиона подписчиков. Только недавно ряд продвинутых политтехнологов нации осознали преимущества влияния на людей с помощью «Телеграм-каналов».

Во-первых, это практически полная анонимность. Заводится отдельный телефон с симкой, на котором устанавливается «Телеграм». Симка выбрасывается, доступ к мессенджеру закрывается двухуровневой системой идентификации. Если пользоваться вай-фаем в «Макдональдсе», то отследить собственника почти невозможно. Плюс еще пара трюков, основанных на том, что телефон с «Телеграмом» работает без симки. Да, ничего невозможного для служб нет, но возникает проблема целесообразности использования значительного ресурса для установления владельца «Телеграм-канала».

Во-вторых, нельзя «убить» подобный инструмент массового воздействия. В «Фейсбуке» бан, в «ВК» у вас сами знаете что происходит. Здесь же практически полная защищенность. Ничего никуда не исчезает. Весь контент находится в телефонах подписчиков «Телеграм-канала», которые могут им пользоваться по своему усмотрению.

В-третьих, поразительная простота пользования «Телеграм-каналом». Для этого нужен только телефон и тырнет. В два клика вы создаете почти полноценное СМИ. Сразу есть 200 потенциальных подписчиков. Это те люди, которые записаны в вашей телефонной книге. Вы их можете целенаправленно подписать на свою «телегу». Больше нельзя. Системное ограничение. Но на одной мобиле можно создать два канала. Уже 400 пользователей. А дальше начинается искусство раскрутки. Есть масса способов быстро довести количество пользователей до 20-50 тысяч. Прежде всего важен контент. Чтобы людям было интересно читать инфу, которая сбрасывается прямо на их мобилу. Если неинтересно, они просто удалят канал. Да еще могут пожаловаться и владельца теоретически могут заблокировать. Но таких случаев я лично не знаю.

«Телеграм-каналы» на Украине начали расти, как грибы после дождя. Когда я подписался на 15 каналов, понял – надо завязывать. Приходят десятки уведомлений, огромный массив информации, претендующей на инсайт. Большинство – туфта. Однако встречаются интересные исключения. И это канал «Джокер». Буквально за пять дней он раскрутился от нуля до 27 тысяч подписчиков. Это очень серьезный по украинским меркам показатель, поскольку лидер данного медиа – канал юриста Андрея Портнова – преодолел отметку в 50 тысяч.

Telegram-пранк

Столь бурный рост аудитории обусловлен прежде всего нестандартным подходом к раскрутке канала. Естественно, это скандал. Но в первую очередь пользователям предоставлена абсолютно эксклюзивная информация. Добыта она нелегальным путем. О пранке мы все слышали. Это когда человек общается с как бы хорошо известным ему собеседником. А потом выясняется, что это пранкер. Классический пример – Вован и Лексус. Они развели сотни политиков. В том числе и Петра Порошенко в бытность его президентом. Для пранка использовался телефон. Записи разговоров затем выкладывались в сеть. Получался прекрасный хайп.

А вот о пранке в мессенджере мало кто слышал до последнего времени. Пока не появился «Джокер». Одни говорят, что это политтехнолог, близкий к бывшему главе администрации президента Януковича Сергею Левочкину. Другие настаивают, что это проект Шария. Третьи… Короче, ясности нет. Однако получилось крайне интересно. В чем суть пранка в мессенджере? WhatsApp считался до недавнего времени самым защищенным мессенджером на Украине. Поэтому им пользовались почти все политики, депутаты и прочий «навоз» с местного электорального поля. И вот в нем выявили дыру. Проблема не в том, что так называемое сквозное шифрование ни фига не защищает от перехвата сообщений. Все гораздо интереснее. Не надо быть крутым хакером, чтобы развести человека в мессенджере WhatsApp. Два года назад «еврооптимисты» Сергей Лещенко и Мустафа Найем стали жертвами «неизвестного хакера». От их имени некто звонил политикам и нес всякую забавную чушь. Причем у всех высвечивался именно номер Найема или Лещенко. А те были не в курсе. Оказывается, есть специальная программа, которая маскирует входящие звонки под имя абонента, который есть в телефонной книге. К примеру, звонит Васечкин, а у вас высвечивается «Иришка-массаж».

Программа называется Zovper. Ничего сложного. Даже никаких специальных знаний не требуется.

Пранкер «Джокер» использовал программу для общения с рядом украинских политиков именно в мессенджере WhatsApp. Это и есть его ноу-хау. У политиков, в данном случае депутатов «Слуги народа», высвечивался на телефоне собеседник – генеральный прокурор Украины Руслан Рябошапка. И они строчили, как зайчики, посты, думая, что общаются с генпрокурором. Для того, чтобы провернуть подобный трюк, надо знать реальный телефон Рябошапки и, естественно, телефон будущей «жертвы». Плюс уязвимость мессенджера и парочка несложных технических трюков.

Очень удачно «Джокер» использовал для раскрутки своего «Телеграм-канала» секс-скандал с главой парламентского комитета по внешним сношениям Богданом Яременко. То подвис на проститутках, и его переписку в телефоне с женщинами пониженной социальной ответственности сфотографировали и слили в сеть. В разгар сексуального скандала появились скрины переписки Яременко с якобы генеральным прокурором. Рябошапка советует Богдану удалить свой пост в «Фейсбуке», где он лепит гнилое объяснение насчет «специального развода журналистов». Лучше, по мнению лже-прокурора, просто извиниться перед президентом, семьей и депутатами. Что окончательно поехавший крышей глава комитета и делает. Стирает предыдущий пост, пишет извинения. «Джокер» сразу решает несколько проблем. Прежде всего привлекает внимание к новому аспекту горячей темы – переписка с главой ГПУ. И верифицирует свою информацию. Нет оснований сомневаться в ее подлинности. Богдан признает, что он – мудак и делает так, как ему советует пранкер-«прокурор». Более того, «Джокер» анонсирует скорое продолжение серии разоблачительных материалов.

И действительно, прямо с понедельника, 4 октября, последовала целая куча скринов. На этот раз жертвой пранкера-«прокурора» стал еще один депутат из фракции «Слуга народа», известный киевский ресторатор Николай Тищенко. Как по мне, его рестораны – пафосное говно («Велюр», «Ришелье», «Сейф» и так далее). Но это, как говорится, вопрос вкуса. Дело в другом: Тищенко является одним из заместителей председателя монофракции-большинства. Он так называемый глава «пятнашки»: пятнадцати депутатов, деятельность которых он координирует. И в переписке с Рябошапкой он «попалился» по полной. Не буду цитировать мат и прочие литературные изыски, которыми нашпигована беседа в чате мессенджера. Странно, что они общаются на языке «агрессора», но то такое… Главное в другом. Тищенко подтвердил, что депутаты «Слуги народа» получают зарплату в конвертах. И кому подтвердил – генеральному прокурору! Ну это он так думал. Тищенко азартно обсуждает, кто же его «сдал» с черным налом, строит гипотезы. Короче, это крутой «зашквар» всей президентской фракции. Кому же они, б...ть, служат? Тому, кто платит деньги в конвертах. Я насчитал примерно пять-шесть статей Уголовного кодекса, которые нарушили собеседники в ходе своего разговора. Причем генеральный прокурор как бы советует Тищенко, как не попалиться при следующей раздаче конвертов, и того это аж никак не удивляет. Вывернуты наизнанку отношения внутри фракции «слуг». Если коротко, то все либо пид…сы, либо люди Коломойского, что, в принципе, одно и то же. Короче, богатейший материал для анализа. И для отставки генерального прокурора. Рябошапка как бы ни при чем, однако прикол в том, что «слуга народа» искренне считает, что с главой ГПУ можно обсуждать такие темы, как выборы мэра Киева, раздача «конвертов» и прочие абсолютно подсудные вещи.

Апгрейд майора Мельниченко

В украинской политике скопилось такое огромное количество дерьма, что понадобился новый медиа-инструмент для ассенизации политических отходов. «ВК» не доступен на Украине, в «Фейсбуке» банят, интернет-СМИ оказались очень консервативными для оперативного освещения подобного рода событий. Все знаю, кому принадлежат те или иные ресурсы. «Телеграм-каналы» позволяют быстро и дешево легализовать скандальную информацию. Не надо создавать сайт для того, чтобы «вывешивать» ту же переписку Тищенко с лже-прокурором. Достаточно сослаться на «Телеграм-канал», который тут же становится популярным. И да, впервые материалы из «Джокера» появились в «Стране.юа». Это позволило «Телеграм-каналу» «Джокер» получить первичную аудиторию, а дальше началась его самостоятельная раскрутка. Еще одна очень прикольная технология.

Настала новая эра анонимности и безнаказанности в сети. «Телеграм-каналы» обходят все механизмы сдерживания, созданные для регулирования сетевых медиа. Не надо оставлять никаких следов. Чтобы зарегистрировать «левый» сайт, нужно зарегистрировать доменное имя. Для этого надо предоставить паспортные данные. Пусть и левые, но все же. Заплатить деньги. Потом заплатить за хостинг сайта и тоже дать свои контактные данные. Это все следы, которые спецслужбы научились «читать». Сайт можно «грохнуть», написав провайдеру. Зато при запуске «Телеграм-канала» ничего этого не требуется. И симка на Украине продается без предъявления паспорта. Плюс у нас в политике практически все клинические идиоты. Поэтому майором Мельниченко может стать любой. И «любых» полно. Офис президента Зеленского уже создал целый пул «Телеграмм-каналов». Сорос бросился массово перекупать имеющиеся «телеги». Игорь Коломойский запустил ряд проектов. Прямо какой-то «Телеграм-бум» начался в формате «Телеграм-гейта».

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 12).

_________________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА