Абсолютное большинство литовцев считает слишком жесткой политику своей страны по отношению к России и выступает против роста военных расходов. Литовский истеблишмент из-за этого даже вступил в публичный спор со своим народом: президент Гитанас Науседа упрекнул литовцев в политической несознательности из-за нежелания отдавать деньги на армию. Впервые непопулярность курса правящего класса на конфронтацию с Москвой в Литве стала столь очевидной.
В Литве один за другим были опубликованы два сенсационных социологических исследования. Первое, опрос общественного мнения компанией Vilmorus, показал, что больше половины литовцев выступает против дальнейшего наращивания военных расходов.
К этому году Литва наконец достигла требуемых нормативами НАТО и американским президентом Дональдом Трампом военного бюджета в размере 2% от ВВП. Однако литовским властям и этого мало: теперь они ставят задачу повысить расходы на оборону до 2,5% от ВВП Литовской Республики. Социология доказала, что абсолютное большинство граждан Литвы в этом вопросе власть не поддерживает.
Дальнейший рост военных расходов не одобряют и скорее не одобряют 55% литовцев. За продолжение милитаризации с большей или меньшей уверенностью высказались 30% респондентов, затруднились с ответом 14,5%. Несовпадение официального курса с отношением населения столь отчетливо бьет в глаза, что литовцам решил попенять на политическую несознательность глава государства.
«Я буду стремиться к тому, чтобы мы поняли одну простую вещь — если мы хотим сэкономить на своей безопасности, тогда да, разумеется, пенсии мы можем получать и от другой страны. В Литве власти повышают расходы на оборону, публично заявляя, что это делается ради "отражения российской угрозы"», — заявил президент Литвы Гитанас Науседа, выступая, что немаловажно, на военном полигоне в Пабраде вблизи белорусской границы, куда он приехал покупать американские танки.
Впервые конфликт правящей верхушки с простыми литовцами из-за проводимой политики обозначился настолько резко. Народ выбирает безусловным приоритетом решение проблем в социальной сфере. Неудивительно. Страна, являющаяся мировым лидером по алкоголизму и европейским по самоубийствам, входит в «почетные» первые тройки по нищете, по убийствам, по смертности населения, по эмиграции. Понятно, что с этим надо что-то делать.
Власть против этого вроде бы и не возражает. Тот же президент Науседа с возмущением говорит, как ему стыдно за те социальные гарантии, которые предоставляет людям Литовское государство. За литовский уровень бедности, за жалкие пенсии. Логичный вывод: пенсии надо повысить, а социальные гарантии сделать такими, чтобы за них не было стыдно. Однако литовская верхушка лишь сокрушенно разводит руками: денег на это в бюджете нет.
Да как же нет — возмущается литовский народ. Литва только-только купила у США 200 бронированных внедорожников на 150 миллионов долларов. «Абрамсы» в страну завезла, военные бюджеты из года в год увеличивает. На танки деньги есть, на бронетранспортеры есть, на силовиков есть, а на пенсионеров нету?
В ответ на это следует отповедь от начальства с сакраментальным «кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую». Хотите, чтобы пенсии вам выплачивали русские оккупанты? Вы же не забывайте, что у нас агрессивный сосед, который вот-вот нападет. Самое интересное, что и в этом вопросе у власти обнаружились противоречия с населением.
После многих лет нескончаемой государственной истерии на тему «русские идут» абсолютное большинство литовцев считает антироссийский курс официального Вильнюса неадекватным. Литовское правительство опубликовало результаты опроса о том, чем гордятся жители Литвы. Так вот, принципиально негативной позицией в отношении России гордятся только 11% литовцев. Слишком жесткой эту позицию считают 53% литовцев.
То есть больше половины жителей не вдохновляет то, что восхищало официальную пропаганду в бывшем президенте Дале Грибаускайте — антироссийский собачий лай, именовавшийся ею политической смелостью и принципиальной позицией. Россия за все эти годы так и не напала на Литву, не оккупировала и не подала ни малейшего признака, что собирается это делать. Зачем дальше покупать у американцев бронированные внедорожники в ущерб пенсиям и пособиям матерям-одиночкам, решительно непонятно.
В опубликованном правительством опросе много других интересных цифр. Например, целых 70% литовцев считают свою страну коррумпированной, а 52% литовцев думают, что Литва — менее успешная страна, чем ее соседи по региону. При этом только четверть опрошенных гордится ориентацией республики на США и лишь 26% восхищаются ролью Литвы в НАТО и Европейском союзе. Роль эта — глас вопиющего о «русской угрозе» в пустыне.
Так что курс, которым идет Литва, непопулярен у большей части ее граждан, и конфликт между властью и населением из-за этого уже принимает форму публичных пикировок. В центре конфликта находится президент страны Гитанас Науседа, который весной триумфально выиграл выборы, так как обещал курс на перемены. Включая такие экстремальные в условиях современной Литвы перемены, как возрождение политического диалога с Россией.
Однако вместо нового курса Литва по инерции идет проторенной дорогой Дали Грибаускайте и стоявших за ней «ландсбергистов». А символ грядущих перемен Науседа после выборов выступает против переговоров с Москвой и решительно осуждает собственных избирателей за готовность пожертвовать расходами на бронетехнику ради пенсий и социальных гарантий. Неудивительно, что рейтинг нового президента, достигнув за несколько месяцев пиковых значений, сейчас упал сразу на 10%.
Впрочем, очевидная непопулярность проводимого курса вовсе не вынуждает власть от него отказываться. Верхушка гнет свою линию на закупку танков у США и антироссийские выкрики вопреки народному неодобрению. Если это демократия, то какая-то очень специфическая литовская демократия. Это демократия страны-лимитрофа в приграничье России и Запада, в которой никакое народное волеизъявление не может быть поставлено выше возложенной на страну исторической миссии «сдерживания» России.
Александр Носович