Их называют несистемными оппозиционерами, либерастами, поравалитиками. Они считают себя умом, честью и совестью нации. По факту, это могут быть совершенно разные люди, случайно нашедшие способ поднять уровень своих гормонов радости в ущерб здравому смыслу.
Наша внутренняя система подкрепления-наказания эволюционно сложилась таким образом, чтобы стимулировать нас выживать, размножаться и запасать прибавочный продукт. Но её можно хакнуть. Например, наркотиками - награда-счастье станет интенсивной, но кратковременной. Качество жизни затем просядет, часто - навсегда. Можно хакнуть и адвайтой, которую у нас часто подают под соусом буддизма - это сложнее, но счастье станет непереходящим. Правда, из общества вы выпадете.
А можно поступить, как делают всепропальщики - и остаться в обществе (построив свой параллельный квазисоциум), и поднять уровень гормонов счастья.
Гормонов вообще много, но мы вслед за Л. Бройнинг выделим четыре эмоционально-гормональных фона:
1. Серотонин - удовольствие от социального статуса и своей правоты. Серототиновый дефицит - ощущение недостаточного уважения к себе, непонимания, непризнания заслуг. Надоедливый капризный ребенок и обиженный на окружающий мир взрослый.
2. Дофамин - гормон стремления к привлекательной цели. Дофаминовый дефицит - главный компонент депрессии. Все возможные состояния в будущем кажутся неприятными. Боязнь и нежелание браться за дела. Ощущение "всё плохо".
3. Окситоцин - фон приятного нахождения в близком кругу (семья, друзья). Если вожак стаи кайфует от серотонина, то сама стая - от окситоцина. Окситоциновый дефицит - недоверчивость, неприятие других. Положительные социальные сигналы не воспринимаются, социальный фон состоит только из отрицательных сигналов. В сравнении с серотониновым дефицитом, "никто меня не любит", а не "все мне должны".
4. Кортизол+эндорфины. Сам по себе кортизол как гормон стресса неприятен, но он стимулирует выработку эндорфинов. В зависимости от количества эндорфина на единицу кортизола люди могут как чувствовать себя рыбой в воде во время стресса, так и впадать в переутомление, апатию и депрессию.
Итак, внезапно кто-то из вашей френдленты, ранее не отличавшийся особенными политическими взглядами, вдруг пишет: в России всё плохо, тотальная коррупция, мы страна-бензоколонка, все русские в душе рабы. На критику отвечает исходя из того, что он-то прав безусловно, а ваши аргументы продиктованы исключительно вашей глупостью и вашей психологической защитой.
Вы быстро обнаружите, что ему не важна истина, а важна его точка зрения, на которую и натягиваются обстоятельства и его новые представления о мире. Вы также заметите мощную эмоциональную ауру вокруг его новых искажённых представлений.
(То, что искажены именно его представления, а не ваши, легко проверить по сниженному качеству аргументации: свежий всепропальщик начинает избирательно трактовать факты, некритично доверять одним источникам и авторитетам, и проявлять максимальное предубеждение к другим, особенно если это противоречит его картине мира. Он легко переходит на эмоциональные аргументы и даже оскорбления, переводя вас в категорию низших людей, не понимающих его очевидной для каждого умного человека единственной точки зрения)
Что может заставить человека расстаться с рациональным мышлением и здравым смыслом? Я много изучал этот вопрос и, похоже, ответ всего один: счастье. Таких людей захватывает картина мира, в которой счастливое состояние субъекта находится там, где нет места разуму.
Счастье наркомана позволяет оставить ему круг бытовых забот и радостей. Специфически меняется его восприятие, общение, интересы.
Последователь адвайты долго воспитывает в себе это особенное ощущение отсутствия самости у объектов ума, и в результате перестаёт видеть разницу между субъективным и объективным - для него представления о чакрах или, например, о законе Ома, будут одинаково истинны и ложны внутри джаны радости и восторга.
Чем же так важна и особенна специфическая картина мира всепропальщика? По вышеприведенному описанию действия гормонов счастья многие из вас уже поняли, что она задействует большинство механизмов достижения удовольствия, причём некоторые - дважды. Получается своеобразный ментальный онанизм. Давайте разберем подробнее, как это работает.
Спусковой механизм мне пока не понятен, но скорее всего это страдание от несоответствия возможностей хотелкам. В какой-то момент человек трансформирует своё "я не могу" в "мне помешали обстоятельства" и еще дальше - в "мне все должны". Затем срабатывают нижеописанные паттерны:
1. Утверждение "Всё плохо" активирует стрессовый выброс кортизола. Зеркальные нейроны позволяют нам ощущать боль других людей - человек может настроиться на страдание, просто общаясь с другими людьми, которые страдают (или утверждают, что страдают). Даже если лично у него в жизни все хорошо, эффект отражения стимулирует выработку кортизола. И когда включается его собственное ожидание угрозы, кора головного мозга начинает анализировать ситуацию в поисках подтверждения существованию опасности. И мозг такое подтверждение найдет, потому что в этом случае пропадет чувство дискомфорта, вызываемое потребностью "что-то немедленно делать".
2. Мозг всегда старается уравновесить выброс кортизола таким же количеством эндорфинов. Чтобы полакомиться только эндорфинами (старый и известный рецепт), нужно разделить стресс с другими. Поэтому всеропальщик наращивает сетевую активность, его резко становится много: "Да посмотрите же, как вокруг все плохо!". Важно, чтобы нашлись люди, которые действительно разделяют его точку зрения, отсюда дискуссии и наращивание градуса спора, даже в ущерб качеству аргументов.
3. Также широко известно, что смех позволяет справиться со стрессом, поэтому живут и активно пахнут сообщества, где высмеивается происходящее в своей стране. Как удобно: придумали и раздули проблему, тут же ей поделились, сняв часть кортизоловой нагрузки, и сразу же высмеяли, избавившись от остатка стресса. А эндорфинчика-то капнуло.
4. Выброс серотонина у человека происходит, когда он ощущает себя правым. Утверждение "Умные люди всё понимают, нищеброды живут в дерьме" создает у поравалитика ощущение правоты и элитарности. Опять же, серотонин - пассивный, тормозящий гормон, поэтому для его наилучшего проявления категорически не следует работать на улучшение ситуации в стране.
5. Дофамин, гормон достижения цели, срабатывает у всепропальщика очень хитро. Он ищет свидетельства присутствия угрозы для того, чтобы ощущать свою безопасность. И когда их обнаруживает, испытывает прилив дофамина - "Цель достигнута!". Затем по идее должна идти стрессовая нагрузка "Надо что-то делать", но она легко гасится утверждением "Всё настолько плохо, что ничего поделать нельзя".
6. Выделение окситоцина достигается в группах всепропальщиков, прямо таки оргазмирующих от предвзято поданных новостей. В качестве примера - сообщества shapito, polit_satira на D3. Эти группы достигли большого прогресса - там почти нет фальшивых новостей, а предвзятые интерпретации подаются весьма умело - вы должны долго повариться в их контексте, чтобы самостоятельно домыслить всю необходимую глубину падения и абсурдность существования жалких людей в этой позорной стране. Но, поварившись, вы, возможно, тоже научитесь испытывать парадоксальный оргазм и счастье от участия в означенной чернухе.
Погружение в гормональное счастье было бы обратимым, если бы не было петли положительной обратной связи. Здесь такая петля реализуется через групповое мышление и групповое одобрение.
Млекопитающие уменьшают чувство угрозы, объединяясь в группы. Группа или стадо позволяет животному отдыхать, оставаясь в то же время настороже. Люди, которые твердят, что жизнь ужасна, часто хотят усилить ощущение угрозы, чтобы получить поддержку в своих делах. Но перестать их читать очень сложно, потому что тогда вы останетесь как бы наедине с угрозой.
Надеюсь, эта статья позволит вам лучше ориентироваться в чужих и собственных гормональных мотивациях, и желаю вам меньше поддаваться манипуляциям:)...