«Все больше компаний готовы платить столько, сколько хочет специалист, и идти на его условия. Это просто становится нашей новой нормой», — рассказывает соосновательница рекрутингового агентства Unicorn Search Дарья Баркова.
Один из банков, с которым работает агентство Барковой, недавно закрывал вакансию редкого IT-специалиста, и кандидат запросил зарплату в 460 000 рублей, которая, вероятно, превышала зарплату некоторых топ-менеджеров банка, рассказывает она. На совете директоров банк решал согласовать ли эту сумму и, поскольку «сроки горели», кандидата взяли. «Сейчас это становится частой практикой», — резюмирует Баркова.
Как поменялся рынок
Рекрутеры почувствовали, что рынок изменился, около трех месяцев назад, рассказывает Баркова: «И мы побежали быстрее, и компании легче идут на переговоры, и зарплатные вилки повышаются, и контр-офферы идут один за другим. Идет жесткий хантинг».
С самого начала пандемии компаниям понадобилось кратное количество IT-специалистов, рассказывает хедхантер Алена Владимирская. В пандемию единственным каналом продаж для многих бизнесов стал диджитал, говорит она: «Кто-то начал усиливаться в этом направлении, а кто-то вообще впервые его для себя открыл». Рынок кадров был дефицитным еще задолго до пандемии, поэтому «легко представить, что произошло, когда большинство компаний перенесли бизнес-процессы в онлайн или начали строить бизнес в онлайне с нуля», говорит старший HR эксперт «Самоката» Дмитрий Поздняков.
Первые два-три месяца с начала пандемии рынок IT-специалистов стагнировал, рассказывает руководитель практики high-tech рекрутинговой компании Ancor Елена Иванчихина: «Все ждали, что будет дальше». По ее словам, зарплаты начали не вполне обоснованно расти еще в сентябре прошлого года, когда бизнес начал широкомасштабно нанимать айтишников. В 2021 году уровень конкуренции достиг максимума и компании начали перекупать людей друг у друга, в связи с чем ускорился рост зарплат, рассказывает эксперт.
Если в прошлом году, в разгар пандемии многие компании замедлили рост в том числе и с точки зрения найма, то в 2021 году рынок труда заметно активизировался, подтверждают в «Лаборатории Касперского». «Сегодня IT-специалисты нужны всем, не только технологическим компаниям, поэтому спрос на разработчиков превышает предложение», — говорит представитель компании. Рынок перегрет, нанимать сотрудников стало дороже и труднее, соглашается представитель «Ситимобила».
По словам гендиректора «Мегаплана» Сергея Козлова, раньше в Москву перетекали разработчики из регионов, но теперь они «ленятся переезжать и предпочитают работать удаленно из своего города за московские зарплаты». Соискатели задают вопросы про удаленку на собеседовании, говорит представитель Joom. Критерий наличия удаленки у работодателя стал если не выше, то в одном ряду с зарплатой, подтверждает представитель Headhunter. «Дистанционная работа стала нормой. Даже банки готовы предлагать удаленку, поэтому определенно стало сложнее, дольше и дороже закрывать IT-вакансии», — сетует руководитель отдела адаптации и найма SkyEng Серафима Шумеева.
В результате массового перехода айтишников на удаленку, индустрия стала еще более глобальной, многие специалисты, живущие в России, стали рассматривать зарубежных работодателей, говорит CTO «Делимобиля» Даниил Савин. Международный рынок больше российского, и отечественным компаниям сложно выигрывать конкуренцию с работодателями из-за рубежа, рассказывает он.
Гендиректор «Мегаплана» Сергей Козлов указывает, что на конкуренцию за кадры влияет и регулярный выход на рынок новых игроков. «Компании получают очередной раунд инвестиций или «Сбер» с «Яндексом» открывают новый проект — тогда их менеджеры выходят на рынок и перебивают зарплатные ставки. В последние три-четыре года особенно отличается в этом плане Ozon», — отмечает он.
Какие специальности востребованы
Большинство технологических компаний, опрошенных Forbes, повысили зарплаты IT-специалистам в 2021 году. Среди них — Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского», «Мегаплан», «Самокат», Joom и SkyEng. HeadHunter собирается проиндексировать зарплаты айтишникам в ближайшее время. Эти компании регулярно пересматривают зарплаты технологических специалистов один-два раза в год, некоторые принимают решение после ревью — обсуждения результатов работы сотрудника. В «Яндексе» такое ревью идет прямо сейчас.
По словам Дарьи Барковой, айтишники не верят в премии, поэтому растут именно оклады. Компании пытаются предлагать опционы, но это тоже не является аргументом для российских IT-специалистов, утверждает она.
Стартапам в среднем пришлось повышать зарплаты сотрудникам сильнее, чем крупным компаниям, считают опрошенные Forbes HR-специалисты. В пандемию, как и в любой кризис, главным фактором при выборе места работы стала стабильность, объясняет основатель сервиса подбора IT-специалистов «Подбор» Кирилл Николаев, поэтому стартапы вынуждены платить дополнительную премию за риск. Крупные компании сдерживают тренд на рост зарплат, соглашается Елена Иванчихина: «Бум на рынке произошел за счет небольших компаний, в меньшей степени — средних, а также новых стартапов».
Также пропорционально сильнее выросли зарплаты специалистов уровня senior, потому что конкуренция за высококлассных сотрудников стала максимально острой, говорит Дарья Баркова. Поэтому HR-специалисты, которые набирают штат на массовые позиции в IT-компании могли и не заметить, как усилился дефицит на рынке труда.
При этом из разговоров Forbes с представителями IT-компаний разного профиля следует, что рост зарплат коснулся практически всех специальностей. За последний год финансовые ожидания выросли у системных аналитиков, SRE-инженеров (инженеров по мониторингу), специалистов в области информационной безопасности и дата-сайентистов (занимаются анализом массивов данных — big data), рассказывает технический руководитель образовательных проектов Mail.ru Group Дмитрий Санников. Всегда нужны специалисты C++, разработчики мобильных платформ, а также системные аналитики, отмечают в «Лаборатории Касперского». «IT — это комплексная история: если рынку требуется больше разработчиков, то растет спрос и на тестировщиков. Сейчас по всем направлениям усиливается дефицит», — резюмирует Поздняков из «Самоката».
По мнению Алены Владимирской, особенно востребованы в пандемию стали программисты и диджитал-маркетологи. Зарплаты программистов за время пандемии выросли на 30–80% в зависимости от профиля специалиста, говорит Владимирская. По ее словам, «нормальный» диджитал-маркетолог запрашивает сейчас от 250 000 до 500 000 рублей, программист — от 400 000 до 500 000.
Часто зарплатные ожидания кандидатов растут по мере того, как они проходят собеседования в разных компаниях, рассказывает Иванчихина. По ее оценке, как только кандидат выходит на рынок и начинает выбирать вакансии, он может увеличить зарплату в среднем на 100 000 рублей. «Но это не самый потолок. Иногда это может быть и 200 000–250 000 рублей», — рассказывает она.
По ее мнению, самое яркое направление среди всех IT-специальностей в этом контексте — big data. «Специалисты в этой области нужны везде», — говорит Иванчихина. По ее оценке, дата-сайентист, чей опыт работы не превышает года, претендует на зарплату 80 000–100 000 рублей, а в среднем такие специалисты получают 250 000–300 000 рублей.
По данным сервиса «Работа.ру» на март 2021 года, средняя зарплата технического директора в России — 183 000 рублей, дата-сайентиста — 173 000 рублей, специалиста по искусственному интеллекту — 150 000 рублей, руководителя команды разработки — 144 000 рублей.
Как реагируют компании
В связи с рыночным дисбалансом компании не сокращают штат, говорит Алена Владимирская: «Рыдают, но платят». Столичный бизнес пытается искать людей из регионов, но, по словам хедхантера, поскольку удаленка стала массовым явлением, разница в зарплатах между специалистами из мегаполиса и провинции сошла на нет. «Если в прошлом году, до пандемии, местонахождение кандидата имело значение и его зарплата была сильно ниже в регионах, то на текущий момент такого уже нет, — подтверждает Иванчихина. — Фактически кандидат из Екатеринбурга, может стоить таких же денег, как этот же кандидат в Москве».
При этом в мире географическая дискриминация пока еще присутствует, утверждает основатель сервиса «Подбор» Кирилл Николаев: «Иногда это доходит до абсурда. Например, компания, главный офис которой находится в Кремниевой долине, может платить больше сотрудникам, которые работают из дома в Долине, чем сотрудникам, работающим из дома в Техасе».
Еще в прошлом году компании активно практиковали релокацию: перевозили кандидатов туда, где находятся их офисы, рассказывает Иванчихина. Но сейчас, по ее словам, разработчики категорически отказываются переезжать и рассматривают только удаленный формат работы. Набрать штат IT-специалистов, которые будут постоянно присутствовать в офисе, стало невозможно, предполагает Иванчихина, потому что «избалованные» разработчики, как правило, рассматривают только удаленный формат работы.
В «Делимобиле» практикуют сравнительно короткие переговоры, чтобы увеличить свои шансы быстро договориться с подходящим кандидатом, рассказывает CTO каршерингового сервиса Даниил Савин. По его словам, часто от собеседования до оффера проходит всего три дня. «Мучить и тестировать неделями нет смысла, ведь мы можем сразу на наших текущих задачах проверить, какое решение предлагает кандидат», — говорит он. Несколько потенциальных кандидатов заинтересовались «Делимобилем» после того, как поучаствовали в организованном сервисом митапе (небольшие по продолжительности конференции), добавляет он.
По мнению Савина, разработчиков больше мотивирует свобода, чем деньги, и в этом преимущество стартапов перед корпорациями. «Возможность предложить что-то новое — неотъемлемая часть культуры стартапа. Желание делать продукт с социальной миссией — такой, что и самому хочется пользоваться и друзьям показать, — есть почти у каждого кандидата», — объясняет он. Также, по его мнению, разработчикам важно, чтобы работодатель был способен предложить им современные технологические стеки (наборы инструментов).
Чтобы не нанимать задорого новых сотрудников, компании пытаются переобучать своих специалистов — отсюда множество вариантов дополнительного образования для взрослых, которые появились в последнее время, рассказывает Алена Владимирская. В Mail.ru Group пытаются удержать лучших специалистов с помощью собственной HR-системы анализа данных, которая следит за рынком и индивидуальным развитием каждого сотрудника и напоминает руководителю о необходимости повысить зарплаты в командах. У Lamoda среди бонусов для IT-сотрудников — медицинская страховка со стоматологией, скидки на сайте компании и у партнеров.
Что будет дальше
Сложности в найме сотрудников — это перманентное состояние для IT-отрасли, говорит Дмитрий Поздняков из «Самоката». Рынок будет «кандидатским» еще год-два, пока не насытится нужными специалистами, считает Елена Иванчихина. За год зарплата вырастет еще на 15%, прогнозирует Алена Владимирская. Видимых причин, почему в ближайшие пять лет рост зарплат закончится, сейчас нет, считает она.
Предложение вряд ли догонит спрос в ближайшие пять-десять лет, считает основатель сервиса подбора IT-специалистов «Подбор» Кирилл Николаев. По его мнению, поменять ситуацию может тренд на «разработку без кода» (технологии No-code позволяют программировать без навыков написания кода. — Forbes), но вряд ли это произойдет в ближайшие годы.