Уже через пару лет после госпереворота 2014 года на Украине главной песней страны стала «мы не за это стояли на Майдане». Ещё бы, так жаждали красивой «европейской» жизни, а очутились в разорённой, лишившейся части территории, стремительно нищающей заднице Европы. Как вскоре с удивлением обнаружили экс-майдауны, на том «пробивание днищ» не закончилось. Предсказуемо (для здравомыслящих людей) не помогла даже смена президента. А экономические эксперименты полных профанов из «Зе-команды» всё глубже затягивают Украину в пропасть.
Экономических причин для свержения Януковича не было
Можно смело сказать, что Виктор Янукович попал в собственноручно вырытую яму: именно его политика поддержки будущего подписания Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС привела к тому, что в документ, согласованный украинскими переговорщиками по принципу «соглашаться на всё, что потребует Европа», недалёкие люди поверили намного сильнее, чем в пресловутый порошенковский томос. Тотальная государственная пропаганда того, что скоро украинские пенсионерки будут не горбатиться на огородах, а попивать кофеёк на Эйфелевой башне, продолжалась до тех пор, пока Януковичу, ближайшее окружение которого до тех пор так и не соизволило прочесть документ, не разъяснили, что случится со страной после подписания Соглашения. И поэтому, когда последний легитимный президент Украины ознакомился с выводами, сделанными на основе моего анализа Соглашения, и отказался от подписания этой кабалы, очень многие почувствовали себя обманутыми, лишёнными столь ярко нарисованного счастливого будущего. «Гадкий Янукович» якобы «оставил их прозябать в бедности». В итоге случился Майдан.
В общем-то, Украина после 1991 года никогда не была богатой страной. Разве что в сравнении с Африкой и несколькими «товарищами по несчастью» из постсоветских республик. Тем не менее страна постепенно вылезала из ужаса 1990-х, налаживала новую жизнь. Да, регулярно возникали трудности, но их более или менее успешно решали. О чём и говорят экономические показатели последнего мирного 2013 года.
С 2010 года, когда Виктор Янукович стал президентом, по конец 2013-го ВВП в долларах неизменно повышался: со 136 до 179,5 млрд долл. В пересчёте по паритету покупательной способности это составило, соответственно, 351,6 и 392,6 млрд долл. То же самое касается ВВП на душу населения: он вырос за указанный период с 2974 до 4030 долларов. То есть никакой речи об «ухудшившейся при Януковиче жизни» идти не может.
За что боролись и на что напоролись?
А вот после «Евромайдана» всё и началось. Уже к 2015 году ВВП рухнул практически вдвое (48 процентов падения) в долларовом выражении и почти на 14 процентов по ППС, те же 48 процентов составило падение ВВП на душу населения. В последующие годы украинское правительство бодро рапортовало о «впечатляющем росте экономики», но «забывало» сообщить, что этот «рост» исчисляется от самого глубокого днища. В итоге суммарный рост ВВП в последние годы, составивший к 2019-м аж 69 процентов, оказался… провалом на 14,4 проц. в сравнении с 2013 годом. А подъём ВВП по ППС на 11,7 проц. ― потерей 3,1 проц. в сравнении с 2013-м. В итоге на 2019 год Украина оказалась абсолютным мировым чемпионом среди стран, так и не сумевших превысить собственный ВВП 1990 года: её валовый внутренний продукт на 34,5 проц. ниже ВВП той части бывшей УССР, которую сегодня контролирует киевская власть. Даже беднейшие африканские страны, а также Грузия и Молдавия, вошедшие в число пяти государств мира, отстающих от самих себя 1990 года, демонстрируют по данному показателю 1–5 процентов.
Ещё больше ситуация усугубилась после начала президентства Владимира Зеленского и эпидемии коронавируса, обернувшейся национальной катастрофой, кстати, тоже стараниями «Зе-команды». В настоящее время на Украине каждый день заболевают 12–17 тысяч человек, а на пике, пришедшемся на рубеж марта и апреля, их число доходило до 20 тысяч. Для сравнения, в России, где живёт людей в 3,5 раза больше, чем официально называют киевские власти (реально ― в 4,5 раза), сегодня ежедневно выявляется около 9 тысяч вновь заболевших, а на пике (декабрь 2019 года) ни разу не превысило 30 тысяч. В результате связанные с этим факторы (широкое распространение приобрели локдауны, массовые увольнения работников) привели к тому, что, по данным украинских властей, валовый внутренний продукт в 2020 году упал на четыре процента. Но этим данным есть основания не доверять, поскольку МВФ называет уровень падения «не менее семи процентов». «Минус» в 6,2 проц. по итогам 10 месяцев, с января по ноябрь, называют и украинские экономисты.
Как и мечтали майданные скакуасы, Украина попала в Европу. Точнее, в её статистику как самая бедная страна (по ВВП на душу населения), расположенная в Европе.
Провал по всем направлениям
Не менее плачевна и ситуация по другим базовым экономическим показателям. Если в 2013-м годовой экспорт Украины составлял 63 млрд долл., то в 2020-м он едва дотянул до 47 млрд. Основное падение произошло за счёт сокращения экспорта в Российскую Федерацию и страны СНГ. Хвалёный рост вывоза продукции в Европу не просто не компенсировал понесённых от русофобии потерь, изменилась в худшую сторону сама структура экспорта. Если до «революции (повисшего) достоинства» доля минерального сырья и продукции растительного производства в украинском экспорте составляла 20 процентов, то теперь ― 36 процентов. Разумеется, за счёт товаров с высокой степенью переработки.
Объём промышленного производства за семь лет после госпереворота снизился на 20 процентов. Сократился со 100 млрд долл. до 39,5 млрд кредитный портфель украинских банков, со 105 млрд до 40,5 млрд долларов ― объём розничной торговли.
Если в 2013 году ежедневно на межбанковском рынке продавалось и покупалось около 1,2 млрд долларов, то в 2020-м ― 200–300 миллионов. С 40 до 60 процентов от ВВП вырос объём государственного долга Украины.
Если брать по отраслям, то наиболее показательна здесь выработка электроэнергии. С 193 млрд кВт/ч в 2013 году она снизилась в 2020 ниже 150 млрд кВт/ч и составила половину того, что вырабатывала УССР в 1990 году (297 кВт/ч). Зато Украина обогнала Европу по стоимости киловатта: в Евросоюзе его средняя цена 2,4 евроцента, а украинцам продают за 4 евроцента. «Борьба против энергетической зависимости от России», развернувшаяся после госпереворота, привела к тому, что одну тысячу «кубов» на спотовом рынке голландского газового хаба продают на 76 долларов дешевле (150 долларов), чем газ собственного производства покупают украинцы (226 долларов). В 2013 году Украина произвела 29,1 млн т чугуна, 32,7 млн т стали и 29,1 млн т проката, в 2020-м ― 20,423 млн т чугуна, 20,616 млн т стали и 18,427 млн т металлопроката.
«Евродостоинство» полностью убило украинское авиастроение: после госпереворота Украина прекратила производство самолётов. Производство автомобилей сократилось с 50 460 шт. в 2013 году до 4 949 в 2020-м. И даже широко разрекламированной «сельскохозяйственной сверхдержавы» из Украины за годы «достоинства» не получилось: за семь лет производство молока в стране снизилось с 11,5 до 6,9 млн тонн в год, а производство яиц ― с 19,6 до 16,7 млрд штук. Поголовье свиней в 2013 году составляло 7,577 млн голов, а в 2020-м сократилось до 5,73 млн. Рухнул и экспорт свинины ― с 4,6 тыс. т. в 2013-м до 1,8 в 2018 и 2,3 в 2019-м.
Всё это отразилось и на среднемесячном доходе украинской семьи. Он снизился с 560 долларов в 2013-м до 460 долларов в 2020 году. На 6,5 проц. снизилось потребление средней семьёй молочных продуктов, на 16,7 проц. ― рыбы, на 3,5 проц. ― фруктов и ягод, на 6,4 проц. ― овощей. Зато доля семейных расходов на коммуналку выросла с 8 до 13 процентов. «Прэлестно», как говорила пернатая героиня популярного мультика!
***
Старый Тарас Бульба, которого теперь не любят вспоминать на Украине из-за того, что сражался «за Русскую землю», спрашивал сына Андрия: «Помогли тебе твои ляхи?» Задавать тот же вопрос (добавив немцев, французов, голландцев, американцев и ещё много кого, одобривших госпереворот 2014 года) майдаунам бессмысленно. Впрочем, помогли! Помогли остальным жителям Европы почувствовать радость от того, что они живут не на Украине.
Александр Горохов