Известный военный корреспондент ВГТРК, много лет освещающий донбасскую войну, Александр Сладков поделился своими наблюдениями о ситуации в зоне проведения СВО, которая сложилась к концу этой недели.
«Некий перелом на фронте произошел. Киев признал опосредованно, через свои действия, что инициативная, агрессивная наступательная позиция для генштаба Вооруженных сил Украины уже недоступна. Киев демонстративно переходит к обороне от Херсона до границы с Белоруссией, выстраивая линию укреплений. Планируется создание фортификационных сооружений на всех семи острых участках фронта.
Мы свою линию (120 км длина, 60 км глубина, 4 ряда) строили 7 месяцев. Успеет ли Украина выстроить свою линию на 1200 км — интересный вопрос. Тут есть нюанс: линия обороны действует, если создание её завершено. Если остались бреши — линия обороны большой роли не сыграет».
Сладков отметил, что, возможно, Киев успеет до лета всё-таки выстроить что-то.
«Бетонные изделия можно использовать, разбирая какие-то заводы, фермы внутри страны. Перевозить их на вторую, третью линию обороны.
Мы, обороняясь на Запорожье, имели 60-километровую по глубине линию обороны, 4 линии. Я имею в виду 4 рубежа.
Один основной — это передние окопы, где сначала боевое охранение идет, затем основные окопы, основная линия — это опорные пункты, ротные, взводные отделений, это траншеи, соединяющие эти опорные пункты, это пулеметные гнезда, это заминированные территории в предполье перед нашими основными окопами.
Затем следующая линия обороны уже с применением тетраэдров, так называемых зубьев дракона, соединенных между собой стальными тросами и, так сказать, прикрытые МЗП (малозаметными препятствиями) — это “Егоза”, или, значит, проще говоря, такая проволока, в которой очень просто запутаться, но невозможно затем освободиться. И ни взрывы, ни какие-то проезды танков не помогают. Все это вкупе с минными полями, с выстроенной системой огневых поражений, ударов, флангов, связи, разведки, наблюдения, укрытий — все это была наша линия обороны на 120 километровом участке на Запорожье.
Примерно такой же участок мы строили — это линия Пригожина (в народе) или линия Суровикина — под Бахмутом, но, конечно, менее насыщенная всевозможными элементами оборонительными.
Но подождите — это 120 километров, Украина намерена построить примерно такую же линию и возле Белоруссии, и перед Брянском, Курском и Белгородом, и на Запорожье — на всех семи сегодня перспективных наших направлениях на действующем фронте.
Извините, а где деньги, Зин? Но, исходя из тех фотографий, которые предоставлены были специалистами (там в Киеве в ноябре был создан межведомственный комитет по созданию этой обороны, который управляется почему-то минобороны и минцифры) на сумском участке обороны — там да, там очень красиво.
Если такую линию обороны будут делать, то она будет еще подороже, плюс ко всему ее нужно обеспечить, как я уже сказал, минированием, связью, средствами разведки, наблюдения, контроля — это все не просто, но тем не менее, это еще не значит, что такая линия будет непреодолима», — пояснил ситуацию военкор.